?
A Picture is Worth 7.17 Words: Learning Categories from Examples and Definitions
P. 2406-2412.
Moskvichev A., Tikhonov R., Steyvers M.
В книге
Cognitive Science Society, 2019
Котов А. А., Российский журнал когнитивной науки 2018 № 3 С. 1-18
Что помогает человеку формировать новые категории? В исследовании был реплицирован эффект влияния называемости частей объекта на научение новой категории (Zettersten & Lupyan, 2018): успешность нахождения визуального категориального признака (цветового оттенка) среди легко называемых цветовых оттенков была выше, чем среди оттенков с трудно называемым цветом. Дополнительно нами было показано, что данный эффект ограничен типом категориального правила: ...
Добавлено: 13 декабря 2018 г.
Котов А. А., Российский журнал когнитивной науки 2018 Т. 5 № 2 С. 35-44
Называемость (легкость, с которой человек может назвать объект или его признак) относится к числу факторов, способствующих формированию новых категорий. Эффект называемости частей объекта (Zettersten, Lupyan, 2018) заключается в том, что успешность научения новой категории выше, если правило категоризации осно- вано на легко называемых признаках частей категоризуемых объектов (такими признаками могут выступать цвет или форма). В ...
Добавлено: 8 октября 2019 г.
Котов А. А., Agrba L. B., Vlasosova E. F. и др., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2015. No. 35.
Добавлено: 6 апреля 2015 г.
Лукьянов Е. А., Котов А. А., Теоретическая и экспериментальная психология 2018 Т. 11 № 2 С. 54-67
В данной работе мы изучали влияние формы организации обратной связи на выбор страте- гии категоризации при формировании новых категорий. Испытуемых распределяли в одно из двух условий на основе соотношения семантики слова и обратной связи: в ожидаемом условии при правильном ответе предъявляли слова из семантической группы «радость», а при неправиль- ном – из группы «грусть»; в ...
Добавлено: 8 октября 2019 г.
Котов А. А., Когнитивные исследования 2014 Т. 1
В статье представлен обзор современных исследований множественных систем научения. Больше всего внимания было уделено модели COVIS (Ashby et al., 1998), поскольку эта модель наиболее успешно среди других моделей множественных систем научения объясняет противоречивые результаты, полученные в классических моделях категориального научения и хорошо соотносится с закономерностями онтогенеза категориального научения и его нарушений при различных локальных поражениях ...
Добавлено: 15 декабря 2014 г.
М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018
В сборнике представлены материалы 8-ого международного конгресса по когнитивной лингвистике, в которых освещаются теоретические и методологические проблемы когнитивной лингвистики: проблемы категоризации и концептуализации, технологии когнитивного моделирования, когнитивное терминоведение, когнитивная прагматика, когнитивные аспекты полидискурсивности и мультимодальности коммуникативной деятельности человека, проблемы взаимодействия компьютерно-опосредованной коммуникации и человеческой речемыслительной деятельности, сопоставление языков и трансфер знаний, когнитивные основы переводческой деятельности.
Книга ...
Добавлено: 13 октября 2018 г.
Сапронов Ф. А., Макаров И. М., Горбунова Е. С., Экспериментальная психология 2023 Т. 16 № 3 С. 121-138
Категоризация — процесс, в результате которого происходит объединение объектов по принципам экономии когнитивных ресурсов и валидных подсказок, что обеспечивает более эффективную обработку информации. Одним из актуальных направлений исследований в этой области является изучение эффекта превосходства категории базового уровня в перцептивных задачах, например, в задаче поиска объектов. В представленном исследовании изучалось влияние роли категории (базовой или ...
Добавлено: 27 октября 2023 г.
В традиционных исследованиях категориального научения его условия обычно ограничены лишь двумя категориями, для которых участникам нужно определить правило категоризации. Однако в реальной жизни при образовании любой новой категории люди часто сталкиваются с примерами других, дополнительных категорий. Как это влияет на освоение основной категории? В проведенном авторами эксперименте участники выполняли задание на формирование искусственных категорий с ...
Добавлено: 11 июля 2022 г.
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее названы или одним словом, или двумя. Как оказалось, наличие двух слов привело к ухудшению запоминания индивидуальных свойств предметов, в отличие от условия с одним словом. Такой эффект интенции значения - спонтанной активацией категоризации в присутствии слова – впервые обнаружен на искусственном материале. ...
Добавлено: 2 января 2013 г.
Котов А. А., Бангура М., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 1 С. 164-173
В эксперименте мы изучали влияние предыдущих знаний на создание правил категоризации и их изменение при использовании. Мы модифицировали эксперимент Э.Висневски и Д.Медина (1994) и испытуемые должны были находить общие признаки у набора детских рисунков, а потом использовать их для категоризации новых изображений. Оказалось, что при категоризации на основе предыдущих знаний, в отличие от условий, когда ...
Добавлено: 22 июля 2013 г.
Уточкин И. С., Journal of Vision 2015 Vol. 15 No. 8 P. 1-14
Добавлено: 7 сентября 2015 г.
Zherdeva M., Котова Т. Н., Котов А. А., The Russian Journal of Cognitive Science 2019 Vol. 6 No. 3 P. 23-30
Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что названия объектов ускоряют категориальное научение. В нашем предыдущем исследовании мы показали, что наличие названий для местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации. В настоящем эксперименте мы оценили выраженность данного эффекта в онтогенезе, сравнив формирование новых понятий у детей 7 и 9 ...
Добавлено: 10 декабря 2020 г.
Жердева М. П., Котов А. А., Психологические исследования: электронный научный журнал 2022 Т. 15 № 84 Статья 6
В предыдущих исследованиях было показано, что сложно вернуть внимание к ранее нерелевантной информации в ходе научения, когда она снова становится релевантной. Данный эффект получил название выученного невнимания и считается следствием работы селективного типа внимания. В нашем эксперименте проверялась гипотеза о роли называемости частей (условия с легко и трудно называемыми частями у примеров категории) в данном ...
Добавлено: 18 октября 2022 г.
Котов А. А., Жердева М. П., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2020 Т. 17 № 1 С. 145-155
Какова связь между лексиконом человека и процессом познания? Многочисленные исследования показывают, что легкость наименования названия объектов ускоряет категориальное научение. Мы предположили, что наличие названий местоположения признаков объекта тоже помогает научению новым правилам категоризации. В эксперименте испытуемые учились различать две искусственные болезни по изображениям симптомов, расположенных в разных пространственных местах. Мы варьировали местоположения симптомов на силуэтном ...
Добавлено: 5 мая 2020 г.
Сафонова М. А., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2015 № 4 С. 134-138
В статье сравниваются категориальный и классификационный подходы к описанию случаев употребления английского артикля с целью обучения учащихся высшей школы правильному использованию английских артиклевых форм в устной и письменной речи. Рассматриваются посвящнные этой теме работы А. Томсона, С. Гринбаума, А. Мартинета, Я. Свартвика, Р. Квирка, Д. Лича, А.И. Смирницкого, В.Д. Аракина, .Г. Ахметовой и других филологов. ...
Добавлено: 20 сентября 2018 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2013 Т. 10 № 3 С. 75-86
В эксперименте испытуемые запоминали объекты в условиях, когда они были ранее связаны с искусственными названиями. Как оказалось, названия привели к ухудшению запоминания отдельных свойств объектов, но лишь тогда когда они произносились испытуемыми вслух, но не привели, когда испытуемые названия вслух не произносили, а вместо этого произносились указания на месторасположение объектов. Данный результат обсуждается в отношении ...
Добавлено: 30 сентября 2013 г.
Соснин А. В., Сибирский филологический журнал 2016
В статье c позиций когнитивной лингвистики определяется концепт как результат категоризации; суммарно рассматривается множество подходов к изучению данной ментальной сущности. Полагается, что концепт являет собой не строгую онтологическую таксономию, а диффузное множество, образованное с участием разносистемных парадигм. Основные концепты культуры или культурные константы рассматриваются как ментальные репрезентанты ее сверхтекстов, т.е. текстовых моделей, получаемых путем сближения ...
Добавлено: 27 января 2017 г.
Киселева С. В., Миронова М. Ю., В кн. : Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-западного федерального округа России. Вып. 4(33).: Издательство ВАМТО, 2014. С. 30-35.
В статье описаны лингвистические понятия терминоведения, терминологии и терминосистемы, приведены точки зрения языковедов относительно определения и разграничения этих терминов, разъясняется семантика слова и термина, а также роль когнитивного подхода в современном терминоведении. В статье дается определение понятий концепт и категория, затрагивается вопрос роли процессов концептуализации и категоризации банковской терминологии английского языка. ...
Добавлено: 4 марта 2015 г.
Котов А. А., Котова Т. Н., The Russian Journal of Cognitive Science 2018 Vol. 5 No. 3 P. 56-67
Добавлено: 14 октября 2019 г.
Абалтусова Е. Д., Афонин М. Д., Котова Т. Н. и др., Современная зарубежная психология 2023 Т. 12 № 1 С. 119-128
В обзоре рассмотрен новый и важный эффект называемости — влияние легкости называния частей объектов на категориальное научение: новые категории легче выучиваются, когда относящиеся к ним объекты состоят из легко называемых частей. Несмотря на то, что эффект описан совсем недавно, исследования выявили его значимость не только для понимания сути категориального научения, но и в целом для ...
Добавлено: 8 июня 2023 г.
Баклушев М. Е., Иваницкий Г. А., Успехи физиологических наук 2021 Т. 52 № 1 С. 77-89
В статье рассматривается проблема организации информации в сознании человека, в частности, принципиальная возможность выделения в массиве воспринимаемой и обрабатываемой информации каких-либо структурных единиц, возможность выделения наименьшей, “элементарной” единицы информации применительно к сознанию. Рассматривается процесс восприятия как процесс, в ходе которого получаемая от рецепторов информация последовательно обобщается, сравнивается с накопленным ранее опытом и становится материалом для ...
Добавлено: 13 ноября 2020 г.
Киселева С. В., В кн. : Когнитивные исследования языка. Вып. XIII : Ментальные основы языка как функциональной системы : сборник научных трудов. : М., Тамбов : Институт языкознания РАН; Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 174-184.
Проблема категориального устройства языка является одной из важных в лингвистике. Основными познавательными процессами в языке являются концептуализация и категоризация. Именно категории представляют собой результат взаимодействия и показателя тесной связи этих познавательных процессов. Окружающий мир представлен в сознании человека большим количеством категорий, репрезентирующих опыт освоения этого мира. И для того чтобы познать мир, человеку приходится сталкиваться ...
Добавлено: 8 января 2014 г.
Киселева С. В., Росянова Т. С., Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология 2015 Т. 7 № 1 С. 43-51
В статье рассматривается изучение терминов и терминосистем с привлечением методов когнитивного анализа, что позвволяет анализировать их формирование и функционирование с учетом процессов концептуализации и категоризации. Особенности терминологической номинации в английской терминологии маркетинга обсуждаются с когнитивных позиций. ...
Добавлено: 25 февраля 2015 г.
Добавлено: 26 января 2021 г.