?
«Пироскаф» Боратынского: жанровый и метрический контекст
С. 134-146.
В лирике Евгения Боратынского «Пироскаф» занимает осо-
бое место. Своей тональностью, парадоксально сочетающей обос-
тренную радость бытия с высоким трагизмом, это стихотворение
резко выделяется на общем сдержанно-«сумрачном» фоне его
поэзии. История создания «Пироскафа», написанного во время
последнего путешествия Боратынского на пути из Марселя в Неа-
поль, почти не оставляет возможности его прочтения вне биогра-
фического контекста.
Язык:
русский
В книге
М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2019
Гельфонд М. М., Новый филологический вестник 2017 № 4(43) С. 70-83
Статья посвящена рассмотрению стихотворения Е.А. Боратынского «Пироскаф» в его метрическом и жанровом контексте. Анализ формальной и содержательной структуры «Пироскафа» позволяет увидеть в нем значимые переклички с одами Г.Р. Державина, балладой В.А. Жуковского «Суд Божий над епископом», а также произведениями П.А. Катенина, А.П. Беницкого и других поэтов конца XVIII – начала XIX вв. Сложное соотношение разнородных ...
Добавлено: 11 января 2018 г.
Гельфонд М. М., В кн. : Иосиф Бродский: Проблемы поэтики. Сборник научных трудов и материалов. : М. : Новое литературное обозрение, 2012. С. 353-367.
Статья посвящена рецепции поэзии Е.А. Боратынского в ленинградской неподцензурной поэзии 1960-1980ых годов. В ней анализируются как аспекты биографического мифа, связанного с Боратынским, в данной среде, так и воздействие его лирики на поэтику И.Бродского, В. Кривулина, А. Кушнера, Л. Лосева, а также поэтов "филологической школы". ...
Добавлено: 16 ноября 2013 г.
Успенский П. Ф., В кн. : А.М.П.: Сборник памяти А.М. Пескова. : М. : РГГУ, 2013. С. 525-534.
В статье рассматривается прием неожиданного смыслового поворота в стихах В. Ходасевича. Этот прием возник в поэзии Ходасевича под влиянием творчества Е. Боратынского, который систематически вводил в "серьезные" стихи неожиданный финал, характерный для поэтики эпиграммы. ...
Добавлено: 22 сентября 2014 г.
Успенский П. Ф., Литературный факт 2022 № 2(24) С. 95-103
Статья посвящена поэту, переводчику и историку литерату-ры Павлу Петровичу Филип(п)овичу (1891 –1937). Филипович известен как виднейший деятель украинской культуры 1920 –1930-х гг.: поэт, входивший в объединение «неоклассиков», переводчик на украинский язык стихов Пушкина и Брюсова, исследователь украинской литературы. Менее известно русскоязычное наследие Филипповича, под своей настоящей фамилией изуча-ющего творчество Баратынского, а под псевдонимом П. Зорев ...
Добавлено: 27 октября 2022 г.
Гельфонд М. М., В кн. : Замечательное шестидесятиление: Ко дню рождения Андрея Немзера. Т. 1.: Издательские решения. Ридеро, 2017. С. 87-103.
Статья посвящена рассмотрению поэтики жанров поздней лирики Е.А. Боратынского. Опираясь на ряд поэтических текстов, автор развивает мысль о том, что поздние произведения Боратынского строятся на сложном, нередко парадоксальном взаимодействии различных литературных контекстов, что вначале обусловило ситуацию коммуникативного разрыва между автором и его читателями-современниками, а затем спровоцировало читательский интерес поэтов последующих поколений. ...
Добавлено: 16 июня 2017 г.
М. : Новое литературное обозрение, 1998
Эта книга является опытом хронологической систематизации всех известных к сегодняшнему дню фактов жизни и творчества русского поэта Е.А. Боратынского. Более половины из 1400 дат Летописи - даты либо уточненные, либо впервые введенные в научный оборот. Зафиксированы все документально подтверждаемые случаи общения Боратынского с А.С. Пушкиным, А.А. Дельвигом, П.А. Взяемским, В.А. Жуковским. И.В. Киреевским и другими ...
Добавлено: 17 сентября 2015 г.
Бодрова А. С., Летняя школа по русской литературе 2018 Т. 14 № 1 С. 51-64
В статье рассматривается история издания «Стихотворений» 1835 года, рецепция сборника в критике и его влияние на дальнейшую литературную судьбу Баратынского. Анализируя публикации поэта 1835–1836 годов, автор статьи показывает, что запоздалый выход сборника заслонил в глазах читателей новые выступления Баратынского в «Московском наблюдателе» («Последний поэт», «Недоносок» и др.), а композиция поэтической книги не позволила отметить его тексты начала ...
Добавлено: 28 августа 2018 г.
Успенский П. Ф., В кн. : Статьи на случай: Сборник в честь 50-летия Р.Г. Лейбова. : Объединенное гуманитарное издательство Ruthenia.ru, 2013.
В статье рассматривается, как в одном поэтическом тексте "наивной словесности" автор использует два стихотворения Е.А. Боратынского как текстопорождающую модель, и анализируются механизмы, лежащие в основе подобного "переписывания". ...
Добавлено: 10 октября 2014 г.
Гельфонд М. М., М. : Биосфера, 2012
Книга посвящена взаимодействию лирики Е.А. Боратынского с русской поэзией ХХ столетия. В ней последовательно рассматриваются многие значимые "отражаения" Боратынского в поэзии его далеких преемников - от старших символистов до поэзии ленинградского андеграунда 1960-80ых годов. Книга адресована специалистам-филологам, учителям-словесникам, студентам, аспирантам и всем, кто интересуется русской поэзией. Рукопись книги стала победителем конкурса "Отечественная гуманитарная мысль: вклад ...
Добавлено: 25 октября 2013 г.
Гельфонд М. М., Новый филологический вестник 2022 № 1 С. 339-347
. В статье рассматривается «Не у тебя, не у меня – у них…» – одно из наиболее «темных стихотворений» позднего О.Э. Мандельштама, написанное зимой 1936 г. в Воронеже. В полемике интерпретаторов, предлагающих социально-историческое или естественнонаучное прочтение стихотворения, традиционно не учитываются его возможные литературные источники. В качестве этих источников и вместе с тем ключей к пониманию ...
Добавлено: 27 мая 2022 г.
Pavel Uspenskij, Russian Linguistics 2021 Т. 45 № 1 С. 105-121
В статье анализируется статус пословиц и поговорок в русской культуре и литературном языке первой трети XIX века. В первом разделе обсуждается амбивалентное отношение к паремиям у ‘шишковистов’ и ‘карамзинистов’. Использование пословиц и поговорок в художественных текстах 1800–1830-х годов (прежде всего, в поэзии) позволяет заключить, что паремии должны были проходить строгий вкусовой отбор. Во второй части статьи ...
Добавлено: 10 мая 2021 г.
Успенский П. Ф., Сендерович С. Я., Studi Slavistici 2022 Т. XIX № 1 С. 49-61
Этюд посвящен стихотворению Евгения Баратынского «Были бури, непогоды…» (1839). В нем подробно анализируется семантическое развитие текста, которое приводит к «сильному» и несколько парадоксальному финалу, вызывающему особое читательское переживание. Понять, как смыслы пуанты стихотворения формируются в рамках его смыслового развития, — одна из задач работы. Одновременно нас интересовали фольклорные черты стихотворения: повторения, параллелизм, использование поэтики паремии. ...
Добавлено: 8 июня 2022 г.
Гельфонд М. М., Вестник Владимирского Государственного Университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Социальные и гуманитарные науки 2014 № 4(4) С. 34-42
Работа посвящена неопубликованной статье Иосифа Бродского о Боратынском, написанной в Норенской в 1965 году и хранящейся в архиве поэта. Данная статья рассматривается в нескольких контекстах: рецепции Боратынского в поэзии ленинградского андеграунда, формирования биографического мифа Бродского и поэзии Бродского 1960-х годов. В частности, высказывается предположение о том, что предпринятое Бродским сопоставление двух изданий Боратынского сыграло значительную ...
Добавлено: 15 декабря 2015 г.
Гельфонд М. М., В кн. : Метакомпаративистика как интегрирующий подход в гуманитарных науках. : Н. Новгород : Деком, 2014. С. 66-78.
Статья посвящена сопоставительному анализу стихитворений Ц. Норвида Syn minie pismo, lecz ty wspomnisz, wnuku... и Е. Боратынского "Мой дар убог и голос мой не громок". Оба текста рассматриваются в широком контексте творчества авторов, а переводы Норвида на русский язык (Д.С. Самойлова, Н.Е. Горбаневской) - в контексте русской поэтической традиции. В ходе анализа обнаруживается общее смысловое ...
Добавлено: 6 февраля 2015 г.
Успенский П. Ф., Тарту : University of Tartu Press, 2014
Книга-диссертация посвящена раннему творчеству выдающегося поэта В. Ф. Ходасевича (1886-1939). В центре внимания находятся обусловленные русским символизмом жизнетворческие практики поэта, а также его книги «Молодость» (1907), «Счастливый домик» (1914) и подборка стихов из литературного сборника «Ветвь» (1917). Эти тексты рассматриваются как трехступенчатая эволюция Ходасевича, являющаяся, в целом, инверсивным повторением поэтической эволюции А. А. Блока. Особое внимание ...
Добавлено: 16 октября 2014 г.
Гельфонд М. М., В кн. : И. А. Бродский: pro et contra, антология. Т. 2. Иосиф Бродский в мировой культуре. Т. 2.: СПб. : Российская христианская гуманитарная академия, 2023. Гл. IV. С. 525-539.
Настоящий раздел книги посвящен рецепции И. А. Бродским личности, судьбы и поэзии Е. А. Боратынского. Последовательно рассматриваются два основных аспекта этого взаимодействия. Первый — автобиографический миф Бродского, последовательно ассоциировавшего себя с Баратынским; второй — влияние старшего поэта на младшего. Первый связан по преимуществу с ранним творчеством Бродского, хотя и не ограничивается им, второй захватывает куда более значительный период — вплоть до ...
Добавлено: 16 июня 2023 г.