• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Картирование и морфометрический анализ внутреннего пространства Западного Бельского городища

С. 38-57.
Дараган М. Н., Свойский Ю. М.

В статье приводятся результаты картирования и морфометрического анализа внутреннего пространства Западного Бельского городища Картирование проведено методом  моделирования поверхности на основе данных аэрофотосъемки, полученных с помочью БПЛА. Уточнена общая площадь городища по гребню вала (≈87,7 га), внешнему краю рва (≈103,7 га), внутреннему подножию вала (≈83,1 га). Основное внимание сфокусировано на выявлении и картировании «зольников».  Выявление их выполнялось комбинированным способом, по фототону ортофотоплана и методом математической визуализации рельефа поверхности. Общий подход к выявлению аномалий основывался на геоморфологических принципах. Изучение цифровой модели поверхности позволило выявить в пределах северной части городища 63 положительных аномалии рельефа, интерпретируемых как «зольники». В южной части городища применение анализа модели поверхности было ограничено наличием травянистой растительности (посевов рапса) эффективно «смазавшей» перегибы рельефа и сделавшей практически невозможной выявление аномалий с малой высотной амплитудой. Однако и в этих условиях непосредственно по модели рельефа удалось выявить 5 положительных аномалий, соответствующих «зольникам». Помимо положительных аномалий рельефа, интерпретируемых как зольники, был выявлен ряд форм, предположительно имеющих антропогенное происхождение. В том числе, в центральной части городища анализом модели поверхности по экспозиции склона и конфигурации горизонталей выявляется линейная аномалия рельефа, по своей морфологии представляющая собой выраженный дугообразный уступ шириной от 10 до 20 метров. Аномалия не согласуется с естественным рельефом и пересекает направление падения склона под разными углами. Уступ в центральной части городища можно интерпретировать как искусственное сооружение, вероятно созданное на раннем этапе существования городища и впоследствии преобразованное в проезжую дорогу.