Глава
Из истории поэмы «Мертвые души»
Комментируется история создания поэмы.
Анализируется поэтика Д. Самойлова.
О стихах комедии Грибоедова неопровержимо сказал Пушкин: «половина — должны войти в пословицу». Всего прочнее в составе нашей речи укоренилось название пьесы — «Горе от ума». Сюжет «гениальнейшей русской драмы» (Александр Блок) — поражение умницы и умника. Грезящая о чистой и свободной (как в лучших книжках) любви София страшно обманывается в своем избраннике и, защищая его, действует по правилам того общества, из которого хочет вырваться, — запускает сплетню о Чацком. Придумавший идеальную Софию, уверенный в силе и обаянии своего ума Чацкий не хочет видеть реальности, обрекая себя на осмеяние и бегство в никуда. Ум приносит только горе — в любви, в государственной службе, в оппозиционной деятельности, в словесности, в театре… «Молчалины блаженствуют на свете». Но смешные мечтательницы и энтузиасты по-прежнему стремятся жить своим умом. Сколько бы Репетиловых их ни пародировало, как бы ни сокрушался знающий жизнь Фамусов, что бы ни говорила княгиня Марья Алексеевна.
Сборник составлен на основе докладов международной конференции «Грехнёвские чтения–XI: Литературное произведение в системе контекстов», посвященной памяти Всеволода Алексеевича Грехнёва (1938-1998). Конференция прошла 21-23 апреля 2016 года в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.
Тематику сборника определяет круг интересов ученого. Предметом изучения стали проблемы поэтики, философские, мифопоэтические, фольклорные контексты литературного произведения, творчество Пушкина, Лермонтова. Ряд статей посвящен различным аспектам методологии литературоведения. В сборник также вошли материалы круглого стола «К 180-летию комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Лгуны, вруны и фантазёры в литературе», который прошел в рамках конференции. Сборник рассчитан на литературоведов, культурологов, историков, преподавателей вузов и учителей школ. Также он может быть интересен широкому кругу читателей.
Дискуссионная статья, посвящённая выходу в свет нового издания Повести временных лет
В предлагаемом сборнике публикуются научные статьи сотрудников музея и ученых-исследователей России и Польши. Вниманию читателей представлены материалы, отражающие жизнь и многогранную деятельность владельцев усадьбы Остафьево князя П.А. Вяземского и графа С.Д. Шереметева.
Разделы сборника предваряют работы С.Д. Шереметева "Остафьево" (1889) и "Князь Петр Андреевич Вяземский" (1890).
В статье на основании биографических данных и ряда источников личного происхождения рассмотрена история общественных представлений о дружбе, на протяжении многих лет соединявшей И.А. Крылова и Н.И. Гнедича. Показано, что она являлась не столько реальным фактом, сколько специфическим конструктом, соответствовавшим общественной потребности в такого рода конституированных эмоциях. Продемонстрировано, как этот концепт был усвоен и творчески обработан Н.В. Гоголем в "Повести о том, как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович".
Что на самом деле происходило в конце лета 1380 года? Можем ли мы это установить? И, главное, понять, действительно ли Сергий Радонежский сыграл едва ли не решающую роль в выступлении Дмитрия Московского против Мамая? Автор пытается ответить на эти вопросы, анализируя историю текстов исторических источников, донесших до нас ретроспективную информацию о Куликовской битве.
В статье переосмыслен иносказательный потенциал конкретной детали маниловского мира: книжка с закладкой «на четырнадцатой странице». Показана соотнесенность образов книги и дороги (книга жизни, исторический путь) в контексте других деталей, отсылающих к наполеоновской эпохе. Это позволяет трактовать 14 страницу «книги жизни» как отсылку к 1814 году, обозначившему рубеж героической и пошлой эпохи. Имплицитная связь отставного офицера Манилова с Отечественной войной подтверждается обнаруженной парностью его с образом Кошкарева, участника заграничного похода.
Статья посвящена интерпретации имен персонажей комедии Н.В.Гоголя. Впервые указывается, что не только говорящие фамилии, но и сами имена действующих лиц значимы для понимания авторского замысла писателя.