• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

М.А. Алданов о революции: контрапункт мыслей и образов.

С. 95-104.

Революция – сквозная тема всего творчества М. Алданова, от «Армагеддона» (1918) до диалогов «Ульмская ночь» (1953) и романа «Самоубийство» (1956). Идейный стержень этой темы – своеобразная «философия случая», которую зачастую ошибочно трактуют как скептицизм. Между тем Алданов понимает историю «как сознательную или бессознательную, героическую или повседневную, борьбу со случаем» и защиту принципа «Добра-Красоты», в чем и заключается миссия морально-ответственного человека в случайном морально-нейтральном мире. Революция, по Алданову, предельно обостряет эту коллизию и показывает невозможность подменить моральную свободу природно-исторической детерминацией. Эта установка делает Алданова наследником историософии Герцена и Льва Толстого. Системная аналогия революций во Франции и России оказывается у Алданова литературным и философским методом расшифровки истории.

 

В книге

Под редакцией: О. Ю. Панова Вып. 4: серия "Литература. Век двадцатый". М.: Литфакт, 2018.