Глава
Как писалась биография «новых людей»: Н. Добролюбов в беллетристике Н. Чернышевского
В статье рассматривается трансформация биографии Николая Добролюбова в беллетристических и публицистических текстах Н.Г. Чернышевского - от некрологов критику до романов "Что делать?", "Повести в повести" и "Алферьев".
В книге
В коллективной монографии история Тропической и Южной Африки представлена через биографии ее главных персонажей, в первую очередь государственных деятелей. В ней представлены судьбы тех, кто формировал историю континента с начала XIX в. до наших дней, кто остался в исторической памяти его народов и сам стал историей. В книгу вошли биографии людей, воплотивших определенные тенденции, явления, идеологии, процессы в регионах и странах. В биографиях не просто перечисляются биографические данные того или иного деятеля, но прослеживается его жизнь в контексте эпохи и окружения, показаны задачи и проблемы, которые перед ним стояли, решения, которые он предлагал, и результаты его деятельности. Это первый подобных труд такого жанра в истории отечественной африканистики. Он основан на обширном документальном материале, в том числе и ранее неизвестных документах из отечественных и зарубежных архивов.
В статье комментируются не замеченные исследователями источники, которыми Набоков пользовался при создании жизнеописания Чернышевского в четвертой главе романа «Дар». Особую роль среди них играет книга А. Волынского «Русские критики» (1896), которая существенно повлияла на эстетическую концепцию автора «Дара».
Поэтика прозы Вл. Соллогуба соотнесена с биографией писателя и описанной им исторической эпохой.
В статье на основании детального идейного и контекстуального анализа опровергается устойчивый и восходящий к 19 веку научный миф о том, что диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) базировалась на учении Л. Фейербаха. Автор показывает, что на самом деле источники эстетики критика были иными (Платон, Руссо, Гегель).
Статья посвящена изучению биографий действующих социологов. Излагаются итоги изучения прошлого советской социологии.
Статья посвящена выдающемуся инвестору нашего времени американцу Уоррену Баффету, добившемуся феноменальных успехов в инвестиционной деятельности.
В книге-диссертации рассматривается культурный миф о "главе русской литературы", который выработала русская литературная критика 1830-1860-х годов и пыталась навязать его русской литературе. Материалом служат известные литературные полемики вокруг выдвижения Белинским Гоголя, Григорьевым Островского и Чернышевским Добролюбова как лидеров, "глав" литературы. Все эти полемики впервые описываются как часть единого "проекта" русских критиков по переделу власти в литературном поле. Диссертация вводит в научный оборот множество забытых имен второстепенных критиков, новые архивеые материалы; дает новую интерпретацию старым историко-литературным фактам.
Наряду с публичной сферой и нормами, установленными обществом, частная сфера играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе личный опыт переживания инвалидности на микроуровне: в семье, повседневности и романтических отношениях. В этой главе вопросы структуры семьи анализируются в нарративах с женщинами, которые пользуются инвалидными колясками для передвижения. Различные культурные, социальные, экономические и политические детерминанты влияют на формирование определенного типа семейной структуры и отношения к семейной жизни. В то же время, они взаимодействуют с биографическими факторами, которые усиливают или ослабляют ограничения свободы в публичной и приватной жизни. Используя нарративный анализ, я демонстрирую, какую роль семья играет в построении идентичности человека с инвалидностью, и как члены семьи выступают в качестве соавторов индивидуальных биографий. Будут рассмотрены дилеммы семейной жизни, связанные с чувствами, сексуальной и эмоциональной стабильностью на микроуровне жизненного опыта и самоопределения женщин с ограниченными возможностями.