• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Историописание без истории: египетское восприятие прошлого и его фиксация

С. 25-37.

В работе характеризуется специфика древнеегипетского восприятия исторического прошлого и создания соответствующих текстов. С одной стороны, для египетской культуры характерен исключительный интерес к прошлому, в том числе к созданию общих его концепций (периодизация, выделение циклов и т. д.), с другой – в ее рамках так и не было до эпохи эллинизма создано собственно истории, то есть последовательного описания событий какой-то эпохи или даже одного царского правления. Египтяне располагали, с одной стороны, царскими списками, задававшими общую последовательность и имена царей и династий, с другой – отдельными надписями, рельефами, преданиями, посвященными отдельными событиями. В египетской литературе при этом существовал жанр повестей на исторические темы или с историческими фигурами, но с сюжетами, широко включающими фольклорный и беллетристический вымысел; потомки были склонны воспринимать такие сюжеты уже как достоверные в любой степени рассказы о прошлом. В результате египетская картина прошлого представляла собой варьируемую цепь не связанных друг с другом эпизодов, привязанных к фигурам разных царей в рамках общей династической последовательности (причем последняя также могла подпадать под перестановки и модификации в некоторых египетских версиях исторического прошлого страны), и эти эпизоды представляли собой синтез элементов реальной истории, фольклорных и беллетристических элементов, других вторичных элементов и самых широких контаминаций (порождаемых тем, что деяния многих царей часто были похожи друг на друга, а сами эти цари нередко были тезками или имели схожие имена).