Глава
Логический гилеморфизм: от формальной онтологии к формальной деонтологии
На основе авторской дихотомии субстанциальной и динамической формальности осуществляется обзор и систематизация различных версий логического гилеморфизма.
The purpose of this paper is twofold: (1) to clarify Ludwig Wittgenstein’s thesis that colours possess logical structures, focusing on his ‘puzzle proposition’ that “there can be a bluish green but not a reddish green”, (2) to compare model-theoretical and game-theoretical approaches to the colour exclusion problem. What is gained, then, is a new game-theoretical framework for the logic of ‘forbidden’ (e.g., reddish green and bluish yellow) colours. My larger aim is to discuss phenomenological principles of the demarcation of the bounds of logic as formal ontology of abstract objects.
Одной из классических проблем современной аналитической теологии является построение онтологии таким образом, чтобы в ней «нашлось место» такому выделенному объекту как «Бог». В данной статье автор стремится показать, каким образом можно было бы удовлетворительным образом решить эту задачу с помощью онтологии, базирующейся на понятии возможного мира. При этом автор эффективным образом использует ей же ранее предложенную идею о созависимой многоуровневости онтологии в случаях построения доказательства о необходимом существовании объекта.
В монографии прослеживается эволюция философских представлений о логической форме от античности до наших дней. На основе дихотомии субстанциальной и динамической моделей формальности систематизируются различные версии логического гилеморфизма. Книга предназначена для специалистов в области логики и философии языка, а также для всех, кто интересуется историей и современным состоянием философской логики и формальной философии.
В статье выдвинута трактовка логики как формальной онтологии - теории структур, инвариантных относительно изоморфных преобразований Предложено авторское определение аналитичности, основанное на понятии изоморфизма моделей. Обоснована возможность обнаружения неконвенциональных семантических критериев демаркации границ логики и, следовательно, использования семантических методов в ее обосновании.
В коллективной монографии, с точки зрения онтологии и логики, рассматривается философское понятие «ложь». Следуя традиции свободной философской дискуссии, авторский коллектив демонстрирует не совпадающие точки зрения по обсуждаемой теме .
В ряде разделов показано, что, с точки зрения современной онтологии и вопреки мнению Г. Фреге, ложь не обладает статусом самостоятельно существующего объекта. В работе убедительно продемончстрировано, что наделение лжи этим статусом приводит к "псематическому парадоксу" (А.Н. Павленко). Кроме того показано, что объединение семантики Дж. Буля и Г. Фреге также уверенно говорит в пользу того, что нет необходимости принимать денотат ложь как существующий (С.А. Павлов).
В других разделах, напротив, указывается на то, что онтологически укоренена как раз ложь, а истина не получает адекватного универсального истолкования на уровне денотационных значений (;А.М. Анисов). Показано, что система формальной онтологии "ложности", надстроенной над новой логикой с использованием онтологии Ст. Лесьневского и интуиционистской логики, трансформируется в новую систему, описывающую совершенно и ной мир "ложности" (В.Л. Васюков).
Монография носит полемический характер и может представлять интерес для специалистов в области онтологии, логики, философии науки и эпистемологии.
The aim of this paper is to provide a dynamic interpretation of Kant’s logical hylomorphism. Firstly, various types of the logical hylomorphism will be illustrated. Secondly, I propose to reevaluate Kant’s constitutivity thesis about logic. Finally, I focus on the design of logical norms as specific kinds of artefacts.