• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Искусство как сопространственность: постмодерн, пространство и онтология воображения

С. 67-72.

Тенденции к актуализации искусства, столь чётко проявляющиеся, усиливающиеся и доминирующие в постмодернистских и глобализационных контекстах и дискурсах, несомненно, опираются на существенно иные онтологии воображения. Эти онтологии воображения во многом представляют собой «разрыв» – как онтический, так и коммуникативный – с модернистскими онтологиями воображения, включая, по-видимому, и сам концепт «современного искусства». Всякая пространственность, воображаемая и воспринимаемая, воспроизводимая и расширяющаяся в любых произведениях искусства, имеет свои знаковые и символические маркеры, обозначающие и выражающие схематическое ментальное ориентирование, своего рода онтологическую карту конкретного миметического процесса, осложнённого также аутопойетическими «поправками» и «ревизиями». Характерно, что постмодерн «в лице» актуального искусства «отодвигает» эти процессы на задний план, имея дело не с самой пространственностью в её различных миметических коннотациях, а с сопространственностями, чья множественная онтологическая специфика определяет фактически господство и даже процессуальное когнитивное «насилие» процессов аутопойесиса, приближающих художников к пониманию ими своего творчества как со-творчества с определённым местом, ландшафтом, городом, средой.

В книге

Под редакцией: О. А. Лавренова М.: ГИТР им.М.А.Литовчина, 2018.