• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Римская религия во времена Второй Пунической войны

С. 219-243.

В статье исследуется роль римской религиозно-политической организации в войне с Ганнибалом. Общественные молебствия и обеты, старые обряды и новые ритуалы – все это и многое другое позволяло вернуть веру в победу, преодолеть трудности и сплотить гражданский коллектив перед лицом грозного врага. Религиозные мероприятия имели важное психологическое значение, укрепляя надежду на помощь богов. Этому способствовало немедленное осуществление мероприятий, обещавших спасение, равно как их коллективный характер и свойственная им эмоциональность. Именно поэтому после двух самых страшных поражений римского войска (при Тразименском озере и при Каннах) центр тяжести при анализе причин был перенесен из гражданской сферы в религиозную, что подробно проанализировано в работе.

В римской политической доктрине особое внимание уделялось сакральной основе власти высших магистратов, поскольку именно они, а не жрецы, несли главную ответственность за поддержание мира с богами (pax deorum). Наделение магистратов религиозными полномочиями, прежде всего правом ауспиций, происходило при их избрании. В ходе II Пунической войны при выборах высших магистратов неоднократно возникали проблемы религиозно-политического характера, особенно в ее начале. Анализ показал, что можно вполне уверенно говорить о преобладании религиозных, а не политических, соображений и факторов в рассмотренных событиях 217-215 гг. до н.э.

В этих случаях религиозные действия следовали за политическими событиями. Но имела место и обратная последовательность. Важное значение для внушения веры в помощь богов и в конечный успех на войне имели искупительные обряды, проводимые магистратами по поводу многочисленных предзнаменований (prodigia). Преобладали традиционные способы установления «мира с богами», но продигии давали также повод для инноваций в республиканскую религиозно-политическую систему. Однако эти инновации так или иначе были связаны с римским культом и с римской легендарной историей. Хотя во время войны с Ганнибалом в Риме имели место некоторые симптомы идеологического кризиса, вмешательство властей потребовалось лишь однажды (в 213 г. до н.э.). Предпринятые тогда меры оказались действенными, и в дальнейшем проблема открыто не вставала. Помимо запретов власть противодействовала потребности в новых способах общения с богами, проявившейся в годы Ганнибаловой войны, с помощью частичного удовлетворения этой потребности. Таким образом, правящей верхушке удалось удержать религиозные инновации в рамках существующей системы, которая хотя и подверглась некоторым изменениям, но относительно небольшим, если принять во внимание масштабы разразившегося военно-политического кризиса. Несмотря на серьезнейшие потрясения, римская религия справилась со своими главными задачами – дать народу надежду на лучшее и мобилизовать его на борьбу.