?
Passio secundum Ibn al-Akfānī: учение христианских конфессий о крестных страданиях в традиционном арабо-мусульманском религиоведении
С. 348-358.
Парадоксальность христианского учения о Кресте, в арабо-мусульманском традиционном религиоведении «распалась» на оппозиции мнений. Обусловлено это было не столько тем значимым для мусульманских книжников обстоятельством, что действительность крестных страданий Христа отрицается в Коране – мы видим, что свое отношение к излагаемым доктринам мусульманские авторы выражают заметными в тексте высказываниями и кораническими цитатами, тогда как в самом изложении изучаемых ими вероучительных взглядов различных общин стремятся к возможной полноте и точности, – сколько собственно христианской межконфессиональной полемикой по этому предмету.
В книге
М. : Пробел – 2000, 2014
Селезнев Н. Н., М. : Грифон, 2018
«Книга общности веры» (араб. Kitāb iǧtimā‘ al-amāna) — произведение, созданное в средневековой Сирии в эпоху расцвета арабской культуры. Предложив свое видение главных вероучительных положений основных сообществ христианского Востока и принятых у них обычаев, автор трактата приходит к выводу, что между ними нет противоречия, которое делало бы их разделение непреодолимым, и что к противостоянию их побуждает ...
Добавлено: 25 февраля 2018 г.
Селезнев Н. Н., Религиоведение 2012 № 1 С. 7-15
В арабоязычном коптском рукописном сборнике из собрания А. Минганы (MS Chr. Arab. 71) содержится трактат об отличительных особенностях разных христианских конфессий. Обзор автора трактата охватывает сообщество «франков» и восточнохристианские общины: мелькитов, армян, сирийцев («яковитов»), «несториан» и нубийцев. Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, имеющее целью анализ сведений об авторе и тексте, которые могут быть извлечены из ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., В кн. : Иудаика и библеистика: Материалы Второй ежегодной конференции по иудаике и востоковедению. Вып. 2: Труды по иудаике.: СПб. : Петербургский институт иудаики, 2013. С. 158-166.
«Башня (или Крепость)» (Kitāb al-maǧdal) – полностью не изданный арабоязычный письменный памятник, датируемый в основной своей части предположительно второй половиной X–началом XI в. и представляющий собой своего рода богословскую энциклопедию, написанную в русле восточносирийской («несторианской») традиции. В рукописи, содержащей полный текст «Башни» это произведение занимает более тысячи страниц, заполненных компактным арабским письмом. Подход автора «Башни» более ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Точки 2012 Т. 11 № 1-4 С. 415-424
Аугсбургский медик и натуралист Леонхарт Раувольф (1535–1596) известен широкому кругу читателей в основном как первый европеец, сообщивший о существовании кофе. О приготовлении и употреблении этого напитка он рассказал в записках о своих путешествиях по странам Леванта и Месопотамии – «Aigentliche Beschreibung der Raiß, so er vor diser Zeit gegen Auffgang inn die Morgenländer»1. Это путешествие ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2016 Т. XVII С. 129-144
В настоящей публикации рассматривается текст первого собеседования Илии Нисивинского с мусульманским собеседником – везиром Абу-л-Касимом ал-Магрибӣ. Соблюдая почтительность
и демонстрируя расположение, играет на поле своего vis-à-vis, приводя аргументы и контраргументы со ссылками на Коран и мусульманские воззрения и практики. ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Точки 2011 Т. 10 № 3-4 С. 27-38
Дав описание трех конфессий, составляющих «основу» христианства, Ибн Хазм отмечает, что наибольшая из них — мелькиты. Она же наиболее влиятельная, по его мнению, поскольку к ней принадлежат почти все христианские цари. Он вкратце указывает и регионы, где распространена эта конфессия — северная Африка, южная Европа и страны Аш-Шам, т.е. сиро-палестинский регион. Ибн Хазм воспроизводит собранные ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2015 № 3 С. 9-20
В статье рассматривается пример христианского апологетического дискурса, представленного в несторианской богословской энциклопедии – сочинении, написанном на арабском языке в средневековой Месопотамии. Автор этого сочинения иллюстрирует свой трактат о любви примерами самоотверженности пророков, в частности, Авраама и Иова (ср. отсылки к тем же примерам в Коране, сура 38) и затем возводит свою мысль к Самопожертвованию Христа. ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., В кн. : Источниковедение культурных традиций Востока: гебраистика – эллинистика – сирология – славистика. Сборник научных статей. : СПб. : Петербургский институт иудаики, 2016. Гл. 17. С. 261-276.
«Книга собеседований» (Kitāb al-maǧālis) Илии Нисивинского – примечательный памятник арабо-христианской письменности XI в., представляющий собой литературно обработанную запись бесед митрополита Нисивина с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал-Маг̣рибӣ. Второе собеседование содержит христологическую дискуссию о концепции al-ḥulūl – [Бого]вселения (или пребывания). Текст этой беседы складывается из двух основных частей. В первой части – на которой сосредоточено внимание в ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
М. : Изд-во РГГУ, 2016
Статьи, включенные в сборник, посвященный В.Н.Романову (ум. 2013) — это скромная дань памяти от благодарных коллег. Структура книги отражает разные сферы интересов ученого: индология, история и теория культуры. Помимо аналитических статей, касающихся религий и литератур Древней Индии, а также исследований, связанных с разными странами и культурами Востока и Запада (Россия, Япония, арабский мир), в сборник ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Исторический вестник 2017 № 20 С. 294-307
Особенное внимание в настоящей публикации уделяется части седьмого раздела «Собеседований», посвященной отношениям христиан и мусульман. После вводной статьи вниманию читателей предлагается русский перевод этой части. ...
Добавлено: 11 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., История философии 2011 № 16 С. 265-280
Энциклопедическое сочинение арабоязычного коптского автора XIII в. Ал‑Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля «Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn» – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из «сочинения Ибн аï-Ṭаййиба, несторианина, с перечислением [различных] мнений людей о единстве и их доводов». Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, рассматривающее использование коптскими книжниками ...
Добавлено: 2 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., История философии 2013 № 18 С. 248-267
Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд – арабоязычный христианский историк XIII века, известный не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной науке со времени ее становления. Однако первый том его известного труда – ал-Маджмӯʿ ал-мубāрак («Благословенное собрание») – по сей день остается неизданным. В настоящем исследовании рассматривается раздел этого произведения, посвященный Александру Великому и ...
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2010 Т. 58 С. 34-87
Сочинение «Книга общности веры» (Kitāb iǧtimāʿ al-amāna) имеет своей целью примирение трех основных христианских конфессий, представленных в сирийской культуре: восточносирийских христиан (так называемых несториан), представителей западносирийской традиции (так называемых яковитов) и принадлежавших к византийской ортодоксии (так называемых мелькитов). По мнению автора трактата, если согласие будет достигнуто между этими направлениями, оно распространится и на другие, второстепенные, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
М., Париж : Изд-во ИФТИ, 2010
«Запад есть Запад, Восток есть Восток» - изрек в своей «Балладе» Р. Киплинг. Но сколь подвижны и взаимосвязаны эти миры в истории! Само движение путешественника, смещающее горизонт, порой побуждало осознавать, что «Западом» может быть и Персия, а «Востоком» - то, что мы сейчас назвали бы сердцем Европы. Сирийцы в этой исторической игре взаимосвязей исполняли заметную ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
М., Париж : Изд-во ИФТИ, 2012
Как весь христианский мир вовеки связан с Палестиной Рождеством Христовым, так же он навсегда связан с Персией пришедшими оттуда с дарами свидетелями Востока - магами, или волхвами. Христианство в Персии было в основном сироязычным; еще со времен Ахеменидского владычества арамейский язык, одним из вариантов которого является сирийский, господствовал в этом регионе. Иноязычные народы Востока, откликнувшиеся ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Scrinium: Journal of Patrology and Critical Hagiography 2013 Vol. 9 P. 382-398
Добавлено: 30 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Фурман Ю. В., В кн. : Institutionis Conditori: Илье Сергеевичу Смирнову. : М. : Изд-во РГГУ, 2013.
В середине XIII в. расцветшая при Аббасидах культура Халифата оказалась под ударами монгольских завоевателей. Сирийцев-христиан события, свидетельствовавшие о столь серьезном вызове, брошенном монголами арабо-мусульманскому владычеству, побуждали вновь обращаться к собственному культурному наследию и предпринимать попытки его осмысления в контексте деарабизации. Какие формы принимали результаты этих устремлений, можно проследить по творчеству одного из выдающихся авторов восточносирийской традиции ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., В кн. : Христианский восток. Т. 8 (XIV).: СПб. : Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. Гл. 17. С. 297-312.
В основе настоящей работы – издание фрагмента второй главы примечательного памятника арабо-христианской письменности XI в. – «Книги собеседований» (Китāб ал-маджāлис) Илии Нисивинского – литературно обработанной им записи бесед с мусульманским собеседником, везиром Абӯ-л-Ḳāсимом ал-Маг̣рибӣ. Этот фрагмент, содержащий христологическую дискуссию о Боговселении, был изъят из текста собеседования, изданного в 1922 г. Луисом Шейхо. Предлагаемая публикация имеет целью восполнить ...
Добавлено: 19 июня 2018 г.
Селезнев Н. Н., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2015 Т. 33 № 2 С. 161-181
Историки экуменизма обыкновенно датируют его оформление началом XX в., указывая в качестве «символического начала» на Всемирную миссионерскую конференцию, состоявшуюся в Эдинбурге в 1910 г. Поиски зарождения экуменической мысли приводят исследователей в предшествующие столетия, до XV-XVI вв. Однако известны восточные источники, свидетельствующие о том, что экуменическая парадигма экклесиологической мысли, типологически соответствующая той, которая сложилась в XX ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Волшебная гора 2005 Т. XI С. 72-76
О проникиовении на восток уйгурского христианства свидетельствуют среди прочего обнаруженные в 1941 и 1983/4 гг. в 350 км. к севера-востоку от Пекина и в юго-восточной провинции Китая Фу-цзянь христианские надгробья, датирующиеся 1253 и 1331 гг. РХ с надписями на сирийском и уйгурском языках. Ещё одно свидетельство: во время монгольского владычества, в 1280 г., было организовано ...
Добавлено: 4 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Вестник РГГУ. Серия "Востоковедение. Африканистика" 2012 Т. 100 № 20 С. 153-168
Считается, что одна из наиболее влиятельных конфессий христианского Востока — сообщество яковитов — обязана своим становлением деятельности сирийского епископа Иакова Барадея (VI в.), и что ее название произошло от его имени. Средневековые письменные источники показывают более сложную картину. Особый интерес представляют сочинения египетских арабоязычных авторов, в которых выделяется теория происхождения названия «яковиты» от мирского имени ...
Добавлено: 1 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Государство, религия, церковь в России и за рубежом 2010 № 3 С. 151-156
Энциклопедическое сочинение коптского автора XIII в. Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из трактата «священника достойного Назифа ибн Йумна, врача багдадского, мелькита (да будет доволен им Бог!) – раздел из целого трактата о единстве, в котором он утверждал, ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
Селезнев Н. Н., Символ. Журнал христианской культуры 2009 Т. 55 С. 257-286
Имя константинопольского епископа Нестория, вокруг которого в 431 г. разгорелся «вселенский скандал»1, вскоре стало служить символом, определяющим разные позиции в церковно-политическом и вероучительном контекстах, и оставалось таким символом на протяжении всей последующей истории, вплоть до наших дней. ...
Добавлено: 3 октября 2017 г.
М. : РАНХиГС, 2015
Главная тема для настоящего выпуска — государства и межконфессиональные связи на христианском Востоке. О том, что христианства не безразлично отношение к государственности, известно уже с первых страниц Евангелия. Евангелисты указывают, что Иисус родился «во дни царя Ирода» и что святое семейство подчинилось повелению «от кесаря Августа» о переписи. Политика Римской империи во многом определяла судьбы ...
Добавлено: 29 сентября 2017 г.