Глава
Административное усмотрение в экономической сфере
Статья посвящена административному усмотрению в экономической сфере. Обозначены векторы реформирования государственного управления в контексте «оздоровления» российской бюрократии и противостояния административному усмотрению. Представлены подходы к пониманию административного усмотрения в дореволюционной и современной доктрине. Приведен анализ административной и судебной практики.
В настоящем сборнике опубликованы доклады и выступления участников межрегиональной научно-практической конференции, организованной Чебоксарским кооперативным институтом российского университета кооперации и академией проблем безопасности обороны и правопорядка РФ.
Динамику российского общественного мнения по отношению к идее «особого пути» России анализирует социолог Б. Дубин. Автор выявляет причины маятникообразных колебаний массового сознания, как под влиянием элит, так и под воздействием традиционных массовых стереотипов российского общества, а также выделяет несколько уровней стереотипного сознания.
Процесс постсоветский трансформации России можно рассматривать с разных позиций, используя различные критерии поставторитарного перехода. Это может быть степень развития гражданского общества, либо появление тех или иных признаков публичной политики. Еще одним важной характеристикой политического режима может служить степень принятия государством и обществом концепции прав человека. Степень и характер институционализации прав человека, инкорпорации этой концепции в правовую, нормативную среду, определяющую правила поведения людей и пределы вмешательства государства, равно как и появление и развитие в стране специальных правозащитных институтов. В статье рассматриваются такие два направления институционализации прав человека, как инкорпорация концепции прав человека в российское нормативное поле, а также развитие государственных правозащитных организаций.
Сборник содержит доклады, представленные на научно-практической конференции «Россия в постсоциалистическом мире», которая состоялась 23–24 июля 2005 г. под Москвой, в Учебно-методическом центре «Голицыно».Она была организована Институтом Кеннана при финансовой поддержке Бюро по образованию и культуре Государственного департамента США.
Проблематика государственной службы рассматривается в политологическом, правовом, финансовом, этическом историко-культурном и других аспектах. Особое внимание уделено сравнительному страноведению – подробному описанию госслужбы девяти зарубежных стран. Стержень курса – проблемы реформирования госслужбы. Книга служит базовым учебником по нескольким дисциплинам и курсам
На стыке исторического раздела и того, который посвящен проявлениям идеологии «особого пути» в современной России, находится статья А. Кубышкина и А. Сергунина. Авторы проанализировали историю метаний постсоветской внешней политики России от идеи интеграции в Европу к идее «особого пути». При этом они указали на разные версии реализации этой идеи во внешнеполитических концепциях политиков, от умеренных державников до более жестких, современных последователей «евразийцев».
One of the measures implemented as a part of administrative reform in Russia was the introduction of administrative procedures — special rules for providing government services that specify the process, the timing, the sanctions, etc, which can be used by bureaucrats for coordinating their activities, and by their principals (higher ranking bureaucrats and citizens) to control their agents. The main idea behind the administrative procedures was to increase the transparency of bureaucracies that provide government services, to simplify the control over bureaucrats, to prevent corruption, and, consequently, to increase the quality of government services. But after a few years since the introduction of administrative procedures we still face the problem of low accountability of bureaucrats. Thus, the main goal of the paper is to show whether administrative procedures can solve the problem of bureaucrats’ opportunism, and if they can, what are the key determinants of their effectiveness. To answer the question we provide two simple models of interaction between bureaucrats and citizens, and bureaucrats of different ranks, and describe the links between the models, to show how the introduction of administrative procedures influences the outcome of the interaction between the agents. We also define the set of parameters that can make administrative procedures a real means of control over bureaucrats and thus lead to better quality of government services.