• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Трансформация перехода во взрослую жизнь в условиях глобализации

С. 1499-1503.

Переход во взрослую жизнь – это сложный, комплексный процесс изменения личности, ее поведения в разных сферах. В условиях глобализации, Второго демографического перехода [1] поведение разных поколений становится все более различным, тогда как поведение одного людей, родившихся в один период, но проживающих в разных странах, становится все более схожим. В данной работе мы проследим дивергенцию поведения российских поколений и конвергенцию молодежи по отношению к мировым трендам.

Имеющиеся эмпирические данные позволили нам изучить только событийную составляющую взросления, поэтому за скобками остались психологическая, эмоциональная, экономическая и социальная компоненты в чистом виде. Тем не менее, мы рассматриваем широкий спектр событий (демографические и социоэкономические), которые могут выступать маркерами взросления и косвенно характеризовать зрелость в социально-демографическом плане.

Поведение россиян в социоэкономической и демографической сферах претерпело много изменений за последние десятилетия. Особенно хорошо трансформации видны на стартовых событиях жизненного пути, т.к. они в биографиях молодежи появляются быстрее всего и позволяют фиксировать разницу между поколениями еще до завершения репродуктивной, брачной и других карьер.

Исследование выполнено на панельных данных обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (2004, 2007, 2011 гг.). В итоговую подвыборку попало 4943 респондента (32% мужчин, 68% женщин)[1]. Исходя из эмпирических данных и существующих классификаций [2], было взято пять 10-летних поколений 1935-1986 годов рождения, из которых 1935-1969 – условно советские поколения (социализировавшиеся в СССР), а 1970-1986 – современные (чья юность и молодость пришлась на послеперестроечное время).

Были проанализированы стартовые (первые) события трудовой, образовательной и семейной жизни. События были объединены в три группы, и внутри каждой группы выделены статусы, указанные в скобках: наличие детей (нет детей, 1 ребенок), матримониальное состояние (одинок, в партнерстве, в браке), социоэкономический статус (нет событий, отделился от родителей, трудоустроился, завершил получение образования).

 

 

[1] Гендерный дисбаланс обусловлен «обсыпанием» выборки и невозможностью скорректировать панельные данные весами.