• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Опыт создания стандартизированного теста для оценки речи при афазии

С. 420-421.

В настоящее время существует необходимость создания стандартизированного, валидного и надежного диагностического инструментария для оценки речевого дефицита при афазии на русском языке. Мы предлагаем описание устной части Русского Афазиологического Теста (РАТ), созданного с опорой на последние достижения лингвистики и психолингвистики — в отношении структуры теста, разработки конкретных заданий и контроля релевантных для речевой деятельности (психо)лингвистических переменных. При создании теста был учтен опыт проведения диагностического обследования в рамках отечественной нейропсихологической школы, материал зарубежных стандартизированных тестов для оценки речи при афазии (CAT, BDAE, PALPA, Discourse comprehension test), a также структурные и фонетические особенности русского языка. Для теста был специально создан визуальный материал.  Задания устной части теста представляют собой задания на экспрессивную (порождение) и импрессивную (понимание) речь на всех лингвистических уровнях: фонетическом, лексическом, семантическом, синтаксическом, дискурсивном. Задания на оценку устной импрессивной речи включают в себя следующие субтесты: слуховая дифференциация звучащих фонем (минимальных пар—слов, различающихся только на одну фонему), лексическое решение на слух (дифференциация слов от псевдослов, специально сконструированных с учетом фонетических особенностей русского языка), понимание смысла услышанных слов и сопоставление их с рисунками, понимание различных синтаксических конструкций на слух, понимание звучащего дискурса (понимание основной линии прослушанного нарратива и оценочно-прагматического компонента). В субтесте на оценку понимания звучащего дискурса предусмотрена оценка понимания как эксплицитной, так и имплицитной информации из текста.  Задания на устную экспрессивную речь—повторение слов и псевдослов, устное порождение существительных (называние объектов) и глаголов (называние действий) по рисунку, составление и заканчивание предложений, элицитация спонтанного дискурса с опорой на визуальный материал, повторение и завершение автоматизированных и дезавтоматизированных рядов (числа в прямом и обратном порядке, дни недели и т.д.). В докладе будут более подробно описаны все обозначенные субтесты и представлены данные нормирования субтестов на понимание и порождение дискурса.