Глава
Россия и Китай в Евразии и на Тихом океане
Чтобы обратить стратегии США и Китая в АТР в возможность для реализации собственной стратегии а регионе, России потребуется проявить не только свойственное ей последнее время дипломатическое мастерство, но и стратегическое видение, мудрость и политическую волю. Прежде всего, она должна будет суметь наладить качественно новое партнерство с Вашингтоном по Восточной Азии и АТР, включая партнерство в отношении освоения и развития российских Сибири и Дальнего Востока, сохраняя при этом стратегическое партнерство с КНР. Для этого понадобится прежде всего способность преодолеть психологическую и бюрократическую инерции как у себя самой, так и в Вашингтоне.
Первое в историографии детальное исследование жизни и творчества яркого деятеля российского образования, близкого друга И. Н. Ульянова А. А. Красева (1844-1921), которое расширяет и корректирует сложившийся в литературе образ этого человека.
Статья посвящена проблеме перспектив ШОС в условиях преодоления последствий глобального финансового кризиса, который обозначил начало будущих тенденций к реальной многополярности и поставил новые задачи перед ее участниками. Статья имеет актуальное значение и может способствовать пониманию характера взаимоотношений между Россией и Китаем в рамках ШОС. Работа представляет интерес для специалистов в области мировой политики, а также для широкой аудитории.
В монографии исследуются актуальные проблемы перспектив региональной интеграции в АТР с участием России и Китая. На основе обобщения опыта сотрудничества РФ, КНР и азиатских государств предлагаются новые теоретические положения, дополняющие традиционную теорию интеграции и указывающие на многовариантность интеграционных процессов в регионе. Автор представляет новую интерпретацию модели сотрудничества и интеграции России и Китая. Её концептуальный смысл дополняется интеграционной составляющей систем нового типа (ШОС, БРИК) и разных форм многостороннего сотрудничества.
Работа представляет интерес для специалистов в области политологии, мировой политики и международных отношений, а также для широкой аудитории.
В статье рассматриваются возможности, которые открываются перед Россией в связи с запуском Ки- таем проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Вопреки распространенному мнению, ЭПШП – это не просто транспортно-логистическая инициатива, имеющая целью обеспечить поставки китайских товаров в Европу. Это комплексный проект ускоренного развития стран Центральной Азии, являющийся реакцией Китая на экономико-политические процессы как внутри страны, так и в Азиатско- Тихоокеанском регионе в целом: замедление экономического роста и трансформацию модели социально- экономического развития, дивергенцию уровня доходов, усиление присутствия США в Азии, складывание новой схемы регионального разделения труда и т.д. В основе ЭПШП лежит желание Китая выстроить устойчивые региональные цепочки добавлен- ной стоимости, перенести трудоемкие и экологически неблагополучные производства за пределы страны, дать толчок развитию северо-западных провинций, в том числе для поддержки политической стабильно- сти в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также обеспечить заказами китайские строительные компании. Транзит товаров выступает лишь второстепенной целью, причем обусловлен он не коммер- ческой привлекательностью сухопутных маршрутов, а желанием диверсифицировать риски экспортных поставок в условиях обострения военно-политической обстановки на морях. Совместное заявление России и Китая о сопряжении Евразийского экономического союза и ЭПШП, подписанное 8 мая 2015 г., снимает вопрос о якобы конкуренции двух форматов сотрудничества в Цен- тральной Азии. ЕАЭС и ЭПШП – взаимодополняющие проекты. Первый имеет целью очертить инсти- туциональные рамки сотрудничества государств региона, а второй способен обеспечить инвестиционные ресурсы для их развития. Россия может извлечь ряд выгод от участия в реализации проекта ЭПШП. Во-первых, он создаст возможности для интеграции российской транспортной системы в транспортно-логистическую сеть Ев- разийского региона, тем самым обеспечив дополнительные предпосылки как для транзита и предоставле- ния сопутствующих логистических услуг, так и для выхода на растущие рынки стран региона. Во-вторых, ЭПШП будет способствовать укреплению промышленной кооперации между соседствующими странами, создаст возможности для формирования нескольких новых экономических производственных кластеров. В-третьих, ЕАЭС и ЭПШП могут стать ядром более амбициозного проекта сотрудничества в Большой Евразии, которая может превратиться в новый центр экономического развития глобального уровня.
Мир возвращается к привычному хаотическому состоянию международных отношений. Это возвращение к status quo ante происходит на фоне необычно высокого уровня взаимозависимости стран и народов, глобализации всех экономических и экологических процессов, небывалой информационной открытости обществ. Чтобы быть современной и сильной, России нужно в большей степени, чем когда бы то ни было, строить свою стратегию национального развития исходя из макротенденций мирового развития. Важнейшая из них – это исторически беспрецедентный по масштабам и скорости сдвиг центра мировой экономики и политики в «новую Азию»: в её восточные, юго-восточные регионы и Индию.
Статья посвящена Форуму Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который состоится под председательством Российской Федерации в начале сен- тября 2012 г. во Владивостоке. В статье описывается история создания АТЭС, его цели, решения, определяется его место в мировой экономике как крупнейшего объединения го- сударств, на долю которого приходится более половины мирового ВВП, поставившего ам- бициозные задачи по созданию зоны свободной торговли, либерализации инвестиционного климата и развитию региональной интеграции. Статья анализирует важнейшие события в мировой энергетике, вызвавшие развитие в начале XXI века структурного энергетического кризиса, обуславливающего необходимость обеспечения в глобальном масштабе междуна- родной энергетической безопасности. Автор предлагает включить в повестку дня Форума вопрос об обеспечении энергетической безопасности как фактора выполнения стратеги- ческих задач, поставленных АТЭС в экономическом и социальном развитии. В этой связи в статье анализируется проект Конвенции по обеспечению международной энергетиче- ской безопасности, предложенный для обсуждения и возможного принятия Российской Федерацией. В статье выдвигается также ряд предложений по углублению региональной интеграции в целях содействия развитию Дальнего Востока и Сибири и созданию новой экспортной базы и развитию восточного вектора внешнеэкономической политики России.
В Главе анализируется затухающая динамика российско-американских отношений в 2011 г. и подчеркиваются причины постепенного завершения «перезагрузки».