Глава
ЕАЭС: новые аспекты применения информационных технологий при таможенном декларировании
Новые аспекты применения информационных технологий при таможенном декларировании В ЕАЭС.
В книге
В данной статье автор проводит сравнительный анализ положений международных договоров о формировании Евразийского экономического союза и его предшественников, а также документов, формулирующих налоговую политику каждого из его государств-участников. Хотя предыдущие исследования автора показывали многие схожие черт налоговых систем государств-участников ЕАЭС, в данном случае делается вывод о частичной налоговой гармонизации и открытой налоговой конкуренции между государствами-участниками ЕАЭС.
В статье рассматриваются возможности, которые открываются перед Россией в связи с запуском Ки- таем проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Вопреки распространенному мнению, ЭПШП – это не просто транспортно-логистическая инициатива, имеющая целью обеспечить поставки китайских товаров в Европу. Это комплексный проект ускоренного развития стран Центральной Азии, являющийся реакцией Китая на экономико-политические процессы как внутри страны, так и в Азиатско- Тихоокеанском регионе в целом: замедление экономического роста и трансформацию модели социально- экономического развития, дивергенцию уровня доходов, усиление присутствия США в Азии, складывание новой схемы регионального разделения труда и т.д. В основе ЭПШП лежит желание Китая выстроить устойчивые региональные цепочки добавлен- ной стоимости, перенести трудоемкие и экологически неблагополучные производства за пределы страны, дать толчок развитию северо-западных провинций, в том числе для поддержки политической стабильно- сти в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также обеспечить заказами китайские строительные компании. Транзит товаров выступает лишь второстепенной целью, причем обусловлен он не коммер- ческой привлекательностью сухопутных маршрутов, а желанием диверсифицировать риски экспортных поставок в условиях обострения военно-политической обстановки на морях. Совместное заявление России и Китая о сопряжении Евразийского экономического союза и ЭПШП, подписанное 8 мая 2015 г., снимает вопрос о якобы конкуренции двух форматов сотрудничества в Цен- тральной Азии. ЕАЭС и ЭПШП – взаимодополняющие проекты. Первый имеет целью очертить инсти- туциональные рамки сотрудничества государств региона, а второй способен обеспечить инвестиционные ресурсы для их развития. Россия может извлечь ряд выгод от участия в реализации проекта ЭПШП. Во-первых, он создаст возможности для интеграции российской транспортной системы в транспортно-логистическую сеть Ев- разийского региона, тем самым обеспечив дополнительные предпосылки как для транзита и предоставле- ния сопутствующих логистических услуг, так и для выхода на растущие рынки стран региона. Во-вторых, ЭПШП будет способствовать укреплению промышленной кооперации между соседствующими странами, создаст возможности для формирования нескольких новых экономических производственных кластеров. В-третьих, ЕАЭС и ЭПШП могут стать ядром более амбициозного проекта сотрудничества в Большой Евразии, которая может превратиться в новый центр экономического развития глобального уровня.
В работе приведена краткая характеристика сельского хозяйства России, Беларуси, Казахстана и Армении, показана роль стран во взаимной торговле, выявлены товары, интервенция которых потенциально может негативно повлиять на российских сельхозпроизводителей, оценена возможность расширения их экспансии. На основе функционирования ЕС выделены основные элементы формирования общего рынка сельскохозяйственных товаров. Систематизированы материалы по системе государственной поддержки сельского хозяйства в каждой из стран, проведено их сравнение, оценены уровни государственной поддержки по странам, проанализировано возможности ограничения производства в рамках общего экономического пространства для защиты российских сельхозпроизводителей, выявлены дефекты соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства и форм уведомления.
В данной статье рассматривается место Евразийского экономического союза в глобальной экономике путем сравнения основных показателей социально-экономического развития ЕАЭС и таких регионов, как США, ЕС, Китай. На основе сделанных выводов автор анализирует различные направления интеграции ЕАЭС и его взаимодействия с третьими странами на пространстве «Большой Евразии».
Государства-члены ЕАЭС согласились гармонизовать свои системы и политику в области технического регулирования. Хотя этот процесс еще не завершен, целью данной гармонизации является обеспечение едино- образных требований к обращению товаров на территории государств-членов ЕАЭС посредством общих технических регламентов. Юридически эти технические регламенты должны применяться непосредственно на территории государств-членов без дополнительного национального законодательства.
Автор выявляет либеральный характер основополагающих принципов построения Евразийского экономического союза, показывает сходство с моделью регулирования рынков, созданной Европейским союзом, предлагает рекомендации по совершенствованию экономической модели ЕАЭС, оценивает состав критики со стороны ЕС, формулирует свое видение препятствий и резонов для взаимодей- ствия двух союзов.
В статье рассмотрены вопросы правового регулирования отношений в процесс классификации товаров в таможенных целях с применением Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.