• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Особенности построения и функционирования абсурда в английских художественных произведениях XIX-XX веков

С. 197-211.

Абсурд проявляется на всех языковых уровнях. На каждом уровне механизмы его порождения имеет свою специфику. В данной статье рассматриваются основные механизмы построения абсурда на текстовом уровне на примере художественных произведений британских авторов XIX-XX веков. Текстовый уровень является наиболее сложным при интерпретации абсурда. Механизмы построения абсурдных прозаических и стихотворных текстов многочисленны. Преимущественно они строятся по типу графической образности (графических стихов), импоссибилии (нарочито неправдоподобных описаний), пастиша (скрытой пародии на существующий авторский текст), подражанию психоделическому и шизофреническому дискурсу. Как правило, подобные тексты ошибочно расцениваются реципиентами как бессмысленные или неинформативные из-за невозможности или нежелания интерпретировать встречающиеся неконвенциональные разноуровневые единицы. Необычная, аномальная форма абсурдных конструкций служит привлечению внимания и зачастую вызывает юмористический эффект. Таким образом, вопреки распространённому взгляду на абсурдный текст как бессмысленный, в статье показано, что адресант, создавая текст, «вкладывает» в него свой, важный для актуализации его интенции смысл. Сознательное отступление от языковых норм в литературном произведении расценивается как одна из форм языковой игры. В основе интерпретации всех типов абсурдных конструкций лежат ассоциации, фоновые знания и широкий контекст.