Глава
О некоторых проблемах обеспечения судебной защиты прав предпринимателей при объединении судов высших инстанций
В книге
В сборник включены доклады на актуальные темы корпоративного и предпринимательского права на II Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом"
Все чаще верховная власть озвучивает призывы навести порядок в сфере судопроизводства, в частности искоренить так называемые «неправосудные решения». Но откуда берутся «неправосудные решения»? Только ли простая некомпетентность судей тому виной? Какова природа зависимости судей, и от кого? Каковы формальные практики рекрутирования в судебную власть? В работе исследуются проблемы российской судебной системы, связанные с неформальным давлением на судебные органы на примере арбитражного судопроизводства в России. Исследуются формальные механизмы рекрутирования в судебную элиту российских регионов. Рассматривается возможность субъектов корректировать работу судебной системы через использование институтов родства, дружеских сетей, коррупционного торга, «телефонного права». Статья написана на основе экспертных интервью с непосредственными участниками судебных процессов, среди которых были предприниматели, правозащитники, адвокаты, судьи. Анализ и выводы, касающиеся социального облика судебной элиты, основаны на рассмотрении 60 биографических историй представителей региональной судебной власти.
В статье приводятся рекомендации из международных документов, обращенные к государствам, которые стремятся к установлению высокого качества политической конкуренции. Эти рекомендации касаются требований к деятельности партий и средств массовой информации, прав и обязанностей политической оппозиции, а также вопросов преодоления политической коррупции. На примерах недобросовестной политической конкуренции в России автор приходит к выводу о том, что в ее правовых оценках могут использоваться такие категории как принцип справедливости и равноправия, тест на пропорциональность, злоупотребление правом и аналогия закона
Книга посвящена особенностям институциональной реформы судебной системы в ряде бывших советских республик, а также Болгарии и Польше. Иследуется воздействие на процесс судебной реформы и реформы полиции таких факторов советского прошлого, как специфика советского отношения к праву, особенности раннего советского уголовного права, роль советских судов, феномен судейского менталитета.
В сборник включены тезисы докладов, подготовленных для конференции 26-27 ноября 2014 года в Московском госудасртвенном юридическом университете имени О.Е.Кутафина (МГЮА) "Судебная реорма в России: прошлое, настоящее, будущее".
В настоящей статье затрагивается вопрос о проблемах становление мировой юстиции, обозначаются дискуссионные вопросы относительно нового для Российской империи института; рассматривается новая судебная система, получившая закрепление в результате судебной реформы императора Александра.
Романтическим этапом судебной реформы как по существу возлагавшихся на нее надежд, так и по самоотверженности ее главных деятелей, ныне преданных забвению, считаются 1991–1996 годы.
В то время депутатский корпус и власть вообще вобрали в себя небольшое число людей, имевших опыт реального противостояния тоталитаризму и наслышанных о схемах отправления государственных функций, как тогда выражались, в «цивилизованных» странах: о демократии, разделении властей, независимости судов, несменяемости судей, суде присяжных. Марксистская методология причудливо сочеталась у них с идеологией свободной рыночной экономики и демократического правового государства.
Данный этап завершился к середине 1990-х годов, когда выведенная из равновесия номенклатура не только восстановила, но и приумножила свои привилегии. Например, председатели и заместители председателей судов добились пожизненного утверждения их в должностях, став несменяемыми. Столь беспрецедентное новшество ввел Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ.
К этому моменту власти сумели противопоставить прогрессивным преобразованиям судопроизводства собственные технологии, нейтрализующие эффект от возрождения суда присяжных, установления судебного контроля над применением заключения под стражу и др. Реформаторы отечественного правосудия оказались не у дел, а структуры, успешно проводившие содержательные преобразования, были распущены. Например, такая участь постигла в 1995 году отдел судебной реформы и судопроизводства (ранее – отдел по судебной реформе) Государственно-правового управления Президента РФ. Судебная реформа и бюрократическая контрреформа в России конца XX столетия вершились параллельно, как и в предыдущем веке.
Доставшаяся новой России от советской власти судебная система играла важную роль в стабилизации положения в стране, поскольку составляла разветвленный каркас государственной власти, несмотря на идущие политические процессы, в том числе нежелательные, деструктивные. Поэтому пресекались попытки местных властей подмять под себя суды – например, назначая районных судей в обход Москвы. Правда, в тяжелые времена губернаторы и мэры, зачастую небескорыстно, подкармливали аппараты судов и самих судей, незаконно доплачивая им из бюджетов субъектов Федерации, помогая с автомобилями, канцтоварами, финансируя капитальный и текущий ремонты аварийных судебных зданий.
Усилия преобразователей имели важные последствия, несмотря на поражение реформаторов, которым не дали довести до конца их замыслы: добиться возвращения в страну судебной власти как самостоятельной влиятельной силы и утверждения в судах «правды и милости». Законодательное и ресурсное обеспечение судебной системы достигло определенных высот. Ее совершенствованию были посвящены правительственные целевые программы на 2002–2006 и на 2007–2011 годы. Добиться столь масштабных финансовых вливаний в судебную систему в 1990-е годы не удавалось из-за кризисных явлений, сопутствовавших переводу национальной экономики на рыночные рельсы.
Изменились также юридическая доктрина, практика судов и понимание судьями права, хотя в юридическом образовании и в судебных актах продолжают воспроизводиться стандарты советского времени. Окостенение разума более выражено, чем стремление учреждений к неизменности своих структур.
В статье рассматриваются особенности применения презумпции добросовестности в корпоративных спорах. Автор на основе анализа теории права и практики правоприменения обосновывает недопустимость смешения презумпции добросовестности и с принципом добросовестности и требованием о добросовестности.