• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

"Парадокс об актере" в контексте рационализма позднего Просвещения.

С. 152-167.

В работе показано, что диалог Дидро «Парадокс об актере» был характерным для XVIII в. случаем высвеченной коллизии рациональности и имагинативных форм культуры, но в то же время – оригинальной версией «спасения» рационализма, выдвинутой Дидро. Дело не только в том, что разум  в работе Дидро сближается с неким универсальным чувством, наделенным правом контроля и руководства над аффектами, и трактуется как источник «идеального образа». Важнее то, что в сентиментальной аффективности была предугадана грозная дионисийская сила, угрожающая аполлиническому началу в Просвещении. Поэтому борьба Дидро с “чувствительностью” выходит за рамки эстетической проблематики и по сути является альтернативной антропологией как по отношению к гуманизму Просвещения, так и по отношению к психологизму XIX века.