Глава
Изменение правового статуса казахской элиты: от вхождения Казахстана в состав Российской империи до "великих реформ"
В статье анализируется изменение правового статуса казахской правящей элиты в процессе вхождения Казахстана в состав Российской империи. Автор приходит к выводу, что, несмотря на постепенную замену родовой элиты имперским чиновничеством, потомки казахских правящих родов продолжали пользоваться уважением и авторитетом среди казахов.
В книге
В статье дан анализ ситуации, которая сложилась в России в начале ХХ века, и попыток царской власти по предотвращению надвигающейся катастрофы, которые были связанны с реализацией идеи о народном представительстве. Также показано отношение последнего российского императора к идее формирования народного представительства.
Третий том "Архива еврейской истории" включает разделы "Воспоминания", "Исследования", "Документы", "Обзоры". Авторы и публикаторы - ученые из России, Израиля, Литвы, Украины. Раздел "Воспоминания" в этом томе посвящен видному писателю, этнографу, организатору экспедиций по сбору еврейского культурного наследия С.А.Анскому. Впервые на русском языке публикуются фрагмент рукописи Анского "Разрушение Галиции", составленной на основании собственных впечатлений писателя от событий 1914-1917 годов в зоне военных действий в Галиции и на Буковине, а также полный текст воспоминаний об Анском В.М.Чернова - одного из лидеров партии социалистов-революционеров.
В том включены исследования, посвященные политике Российской империи в "еврейском вопросе", истории религиозной жизни еврейских общин конца XIX - начала XX века. В книгу вошли также публикации архивных материалов, касающихся деятельности общественных раввинов в провинции и столицах, документы по истории сионистского движения и Бунда. Публикация записок Г.Аронсона - секретаря общества ремесленного труда - приурочена к 125-летию этого общества (2005). Впервые публикуются документы из архивов Франции и Израиля, свидетельствующие об участии одного из лидеров сионистского движения В.Е.Жаботинского в русских эмигрантских масонских ложах.
Исследование главного экономического противоречия жизни крестьян Российской Империи второй пол. XIX – начала XX вв и его социальных последствий; выполнено в конфликтологической парадигме методом «мягкого» (содержательного) анализа текстов в логике предлагаемой автором системы факторов протестного поведения.
Попытка ответить на вопрос: почему раскрепощение крестьян привело не к становлению эффективного аграрного сектора, а к мощному протестному движению. Этот вопрос хотя и принадлежит эпохе, отделённой от нас столетием, но, на взгляд автора, достаточно современен. Он перекликается с вопросом: почему разгосударствление экономики породило не «эффективного собственника» в промышленном и аграрном секторах, а глубокие социальные потрясения.
В центре внимания исследования находятся исторические фигуры, чьи мысли и поступки сегодня крайне популярны: С.Ю.Витте и П.А.Столыпин.
Второй том "Архива еврейской истории" включает разделы "Воспоминания. Дневники", "Исследования", "Документы". Авторы и публикаторы - ученые из России, Израиля, США и Литвы. Хронологический охват публикуемых материалов и исследований - от Древней Руси до Второй мировой войны. Значительное место в сборнике занимает военная тема, печатаются военные дневники журналиста Л.К.Бронтмана, исследования об уничтожении нацистами советских военнопленных-евреев, о восприятии славянами евреев в годы войны; публикуется материал о депортациях еврейского населения в период Первой мировой войны.
В сборник включены также блок "семейных" воспоминаний, материалы по истории литературы и искусства и др. Публикуемые материалы извлечены из различных архивохранилищ Петербурга (Российский государственный исторический архив и Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга), Иерусалима (Центральный архив истории еврейского народа и Центральный сионистский архив), Вильнюса (Государственный исторический архив Литвы), а также личных архивов.
В данной статье автор рассуждает о выборе между бунтом и подчинением, который периодически делает человек. Выбор человека зачастую вступает в конфликт с самой властью, которая заинтересована в предохранении от делегитимации с помощью создания политических институтов, функции которых призваны обеспечивать консенсус между обществом и властью. Но деятельность данных институтов не может быть до конца эффективной, потому как невозможно полностью удовлетворять потребности человека в справедливости. Автор рассуждает по поводу оправдания нравственного выбора человека, выбирающего путь бунта. Проблемы бунта и подчинения обладают особой актуальностью, ввиду объективности как самой власти, так и её диалектической оппозиции – сопротивления. Используя метод политической герменевтики, и обращаясь к текстам политических философов, интересовавшихся данной проблемой, автор пытается разобраться в причинах этического выбора человека. Автором отмечается неизбежность сопротивления любым инициативам власти, потому как сопротивление выступает неотъемлемой частью самой власти. Выбор конкретного человека в пользу либо бунта, либо подчинения, также связывается с конкретной политической ситуацией, актуализирующей выбор человека в пользу той или иной стратегии поведения. Значительно увелчивают склонность к выбору радикальной модели поведения политические трансформации, в период которых увеличивается неопределённость и появляются надежды на собственные силы. Наоборот, периоды политической стабильности существенно снижают необходимость в сопротивлении, вынуждая человека делать выбор в пользу конформных моделей взаимодействия с властью.
Данная статья посвящена изучению административной культуры «ученого сословия» Российской империи первой трети XIX века. Анализ делопроизводственной документации присутственных мест университета позволяет выявить степень включенности профессоров и адъюнктов в бюрократическую иерархию империи. Статья написана на основе документов, извлеченных из архива Министерства народного просвещения (в Российском государственном историческом архиве), а также из сохранившихся архивов Казанского (в Национальном архиве Республики Татарстан) и Московского (в Центральном историческом архиве г. Москвы) университетов.
Статья посвящена преступлениям против религии в уголовном законодательстве Российской империи на рубеже XIX-XX вв. В начале XX в. после проведения вероисповедных реформ населению в большей мере была предоставлена религиозная свобода. При разработке Уголовного уложения 1903 г. система религиозных преступлений оказалась под влиянием достижений европейской уголовно-правовой науки, а также объективных процессов социально-экономического развития России. В результате произошёл отказ законодателя от канонической концепции в понимании объекта религиозных деяний, что позволило значительно сократить перечень составов религиозных преступлений.
В 1760-е годы в Российской империи произошло значительное смягчение системы наказания для несовершеннолетних преступников. Изучение делопроизводственной документации ряда судебно-следственных и центральных учреждений России второй половины 1750 – начала 1760-х годов позволяет констатировать, что в указанный период отсутствовала как четкая
возрастная граница наступления совершеннолетия, так и ясные законодательные принципы регулирования уголовной ответственности малолетних правонарушителей. В середине 1760-х годов впервые в русском праве была обозначена возрастная планка наступления полной уголовной ответственности (17 лет) и определена система санкций для несовершеннолетних преступников. Как представляется, изымая несовершеннолетних от общеуголовных санкций, государство через судебно-следственные органы «открывало» детство, внедряя в общественное сознание представление о нем как об особом, отличном от взрослого, периоде жизни.
Nature abhors a "vacuum" - the new power elite arrives at the time of major social and political transformations and endeavours to shore up its position within the country and obtain support from outside. New power groups, which are active at times of revolution and who replace, push aside or even depose the old elites and impose their own control over the state machine and position themselves as new power elite.There are themselves not immune to social transformation, especially in the first decades of coming to their new commanding role. Unless its claims are given legitimacy it is unable to implement its positive programme, which it immediately claims as the national programme. Every country "acquires" a new functioning elite - political, financial and intellectual - from revolution or a change of regime. The old elite may lose control and depart or upon luck may merge into a new combination of social strata of particular country. We also believe that the composition and the structure of elites is the country-specific and reflect one’s country history.