Глава
Эго-история и эго-источники: соотношение понятий
Эго-история рассматривается в контексте интеллектуальной истории как социокультурная практика индивидуального формирования идентичности – выхода из постмодернистского кризиса идентичности, а также как практика историописания и предметное поле актуального исторического знания. Анализируется соотношение понятия эго-источники и источники эго-истории. Обосновывается когерентность проблематике эго-истории таких видов исторических (историографических) источников как мемуары – современные истории и краеведческие работы.
В книге
В.А. Муравьев (1941-2009) – выпускник, аспирант и преподаватель, профессор и заведующий кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института (МГИАИ — РГГУ). Разделы сборника содержат статьи, посвященные изучению научного наследия В.А. Муравьева, теоретических проблем историографических исследований, истории и современного состояния истории исторической науки. Анализируются основные характеристики историографического процесса в российской исторической науке, аспекты творчества некоторых российских историков XIX-XXI вв. Демонстрируются современные исследовательские практики историографических исследований. Исследуются источники изучения истории исторической науки.
Для специалистов в области гуманитарного знания, теории и методологии истории, истории исторической науки, источниковедения, исторической географии, вспомогательных исторических дисциплин.
В статье анализируется поэтика мемуарной книги Б.К. Лившица "Полутораглазый стрелец". В центре внимания - два основных принципа изображения участников литературного процесса. Принципы изображения позволяют формализовать литературную иерархию, выстроенную мемуаристом, а также объяснить неточности в воспоминаниях поэта.
Анализируются «Размышления об истории науки, ее задачах, методах построения и педагогическом значении (Лекция, читанная преподавателям средних учебных заведений, съехавшихся в С. Петербург 10-17 июня 1906 г.)». Неопубликованные лекции по истории науки представляют собой теоретические (философский и теоретико-исторический интерес) и практические мотивы их чтения и реализуют практику источниковедческого построения курса лекций по истории наук, в частности по историографии.
Рецензия на книгу воспоминаний выдающегося российского африканиста Аполлона Борисовича Давидсона.
В статье проведена реконструкция дневника А.А. Половцова 1893-1909 гг. Также изложены основные археографические проблемы источника и его проблематика.
Анализируются перспективы развития научно-педагогической школы источниковедения в новых условиях: как научного сообщества, действующего в традиционных формах (публикация ученых трудов, подготовка и защита диссертаций, проведение конференций, преподавание), и как интернет-сообщества.
Анализ типологии русских летописей, а также исследований летописеведов позволяет заключить, что летопись является феноменом историописания, оставаясь на доисториографическом этапе в истории культуры.
В.А. Муравьев (1941-2009) – выпускник, аспирант и преподаватель, профессор и заведующий кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института (МГИАИ — РГГУ). Разделы сборника содержат статьи, посвященные изучению научного наследия В.А. Муравьева, теоретических проблем историографических исследований, истории и современного состояния истории исторической науки. Анализируются основные характеристики историографического процесса в российской исторической науке, аспекты творчества некоторых российских историков XIX-XXI вв. Демонстрируются современные исследовательские практики историографических исследований. Исследуются источники изучения истории исторической науки.
Для специалистов в области гуманитарного знания, теории и методологии истории, истории исторической науки, источниковедения, исторической географии, вспомогательных исторических дисциплин.