Глава
Проблемы становления государственности Монголии и российско-монгольско-китайских отношений начала ХХ в. в оценках современных китайских исследователей
В докладе изложены результаты исследования специфики отражения в современной китайской историографии "монгольского вопроса" начала ХХ века, связанного с развитием национального движения в Монголии за отделение от Китая. Изучены основные подходы китайских историков и политологов к рассмотрению данных исторических событий.
Сборник научных трудов содержит статьи, посвященные анализу различных аспектов отношений России и Монголии в конце XIX-начале ХХ веков - торгово-экономического, политического, социального, религиозного и культурного. Рассматриваются исторические события, повлиявшие на отношения между двумя странами.
В данной работе в научный оборот вводится ряд ранее не публиковавшихся архивных документов (Архив внешней политики Российской империи, АВПРИ), относящихся к вопросам функционирования консульской системы России в Монголии и Китае и международных взаимодействий в Монголии в первой половине 1900-х гг. Публикуемые документы содержат некоторые малоизвестные или неизвестные данные о деятельности императорского российского генерального консульства в столице Монголии - Урге в 1900-1903 годах, развитии российско-монгольско-китайских отношений, а также о политических и социально-экономических процессах в Монголии в указанный период.
В статье раскрывается специфика культурного фактора в политике Китая, связанная с политическим опытом китайского общества, его национальными чертами и своебразием. Автор исследует роль цивилизационного потенциала Китая в преобразованиях страны. Статья имеет актуальное значение и может способствовать пониманию характера отношений России и Китая. Она представляет интерес для китаеведов, а также для широкой аудитории.
Первая мировая война привела к столкновению империй Евразии и реконфигурации их полиэтнических и поликонфессиональных пространств. Крушение Российской империи в феврале 1917 года и подписание 3 марта 1918 года советским правительством Брестского мира не только не привели к завершению войны на территории бывшей империи, но и существенно расширили географию и состав участников конфликта в азиатской ее части. В рамках так называемой Союзной интервенции, которая номинально была призвана содействовать эвакуации чехословацких сил и повторному открытию Восточного фронта, на территорию северной Евразии были введены войска Соединенных Штатов Америки, Японии и других стран. Первая мировая война, которая в северной Евразии тесно переплелась с Гражданской войной, последовавшей за Октябрьской революцией, и конфликтами на территории бывшей Цинской империи, привела к интенсификации властных взаимодействий в Сибири и Монголии в условиях фактического отсутствия государства. Важнейшую роль в борьбе за пространства бывших Российской и Цинской империй сыграл дискурс национализма, получивший в контексте Первой мировой войны и сопутствующих событий глобальное распространение. Глобальное распространение антиколониального национализма в 1918–1919 годах, которое часто связывают с деятельностью Вудро Вильсона, получило в литературе название «Вильсоновский момент». В рамках статьи Иван Саблин предлагает взглянуть на события, развернувшиеся в северной Евразии в 1911–1919 годах не через призму национальных историй России, Монголии, Китая, Японии и Чехословакии, а с точки зрения глобальной, или транснациональной истории. Подобная перспектива позволяет не только осветить трансграничные аспекты развития национальных движений в Сибири и Монголии, приведших среди прочего к созданию и частичной реализации проектов автономии Внешней Монголии (1915), бурятской национальной автономии (1917), монгольского федеративного государства (1919), буддийского теократического государства (1919) и, наконец, автономной бурят-монгольской (1923) и независимой монгольской республик (1924), но и реконструировать историю национализма как глобального дискурса, оказавшего в XX веке значительное влияние на властные отношения и постимперское переустройство во всех регионах мира.
Главная тема для настоящего выпуска — государства и межконфессиональные связи на христианском Востоке. О том, что христианства не безразлично отношение к государственности, известно уже с первых страниц Евангелия. Евангелисты указывают, что Иисус родился «во дни царя Ирода» и что святое семейство подчинилось повелению «от кесаря Августа» о переписи. Политика Римской империи во многом определяла судьбы греко-римского христианства даже тогда, когда сама оказалась определяемой христианскими идеалами. Линия восточной границы — между Римской и Парфянской, и затем Персидской, империями — была своего рода нервом организации религиозного пространства на этом политическом стыке. Известно, что отношения между этими империями сыграли важную роль в самоопределении христианских сообществ в Месопотамии и Армении. Самоопределение же сообществ в западной Сирии, Египте, Эфиопии и Нубии имело следствием их обособление по отношению к Византии. На христианском Востоке взаимоотношения различных сообществ отличались сложностью и противостоянием: разошедшиеся конфессии Персии и Египта представлялись противоположными концами спектра доктринальных позиций, но и взаимоотношения между этноконфессиональными общинами, составлявшими оппозицию Халкидонскому собору, далеко не всегда отличались союзничеством.
Применение «защитных оговорок» представляет собой фундаментальный принцип современных кодификаций международного частного права. Аспирантка кафедры международного частного права Факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», адвокат Е.А. Крутий подробно анализирует положения об оговорке о публичном порядке и императивных нормах, включенные в международные акты и десять национальных кодификаций XXI в. (Азербайджан, Литва, Эстония, Монголия, Россия, Бельгия, Болгария, Украина, Македония, Турция). Несмотря на очевидное преобладание «негативной концепции» оговорки о публичном порядке, в некоторых случаях законодатель отдает предпочтение ее позитивному варианту. Обращение к кодификациям позволяет выявить определенные условия, при которых защитные оговорки вступают в действие. Наиболее детальное их описание содержится в бельгийском и болгарском кодексах. Не менее интересной является регламентация юридических последствий, наступающих в результате применения данных институтов для частноправовых отношений с иностранным элементом, в том числе в международном гражданском процессе.
Россия сегодня постепенно восстанавливает утраченные после развала СССР позиции в Восточной Азии, которая приобретает всё большее значение в мировой политике. Однако дальнейшее развитие этого процесса будет целиком зависеть от экономического развития нашей страны в целом и прежде всего Сибири и Дальнего Востока.