Глава
Международная миграция
Анализируются итоги международной миграции в Россию в 2012 год. Масштабы и отрасли использования иностранных работников на российском рынке труда
Сборник научных статей, отражающих актуальное состояние изучения миграционных процессов.
В статье речь идет о формировании Европейским союзом (ЕС) общей иммиграционной политики в отношении граждан третьих стран. Рассматриваются ее основные аспекты - гуманитарный и охранительный, а также различные правовые механизмы, призванные данную политику реализовать. Анализируются Женевская конвенция 1951 г. и Нью-Йоркский протокол 1967 г. о статусе беженцев, статьи Договора о функционировании Европейского союза, регулирующие пространство свободы, безопасности и права, шенгенские соглашения, соответствующие акты вторичного права ЕС. Что касается гуманитарного аспекта иммиграционной политики ЕС, здесь подчеркивается его морально-этическая суть - уважение человеческого достоинства. Охранительные меры направлены прежде всего на борьбу с нелегальной иммиграцией. В заключении автор приходит к выводу, что в гуманитарной сфере ЕС действует более эффективно, чем в охранительной.
В статье представлены результаты исследования миграционных планов выпускников региональных российских вузов, в том числе произведена оценка объема и структуры потенциального миграционного потока и дана характеристика факторов, влияющих на формирование миграционных намерений выпускников. Эмпирической основой исследования является опрос 2797 студентов выпускных курсов 10 вузов, расположенных в 9 крупных городах России.
Международные миграции занимают важное место в общественно-политических дискуссиях, ведущихся во многих странах, поскольку передвижения людей, зачастую происходящие вопреки попыткам государств регулировать процесс, вызывают беспокойство. В этом контексте сценарий, предложенный в данной книге, бросает вызов традиционному мнению о необходимости контроля и ограничения миграционных потоков, вносит новую идею в идущие ныне споры. В книге анализируются проблемы, возникающие в связи с концепцией открытия границ. Они рассмотрены с позиций этики, прав человека, экономического развития, политики, социальной стабильности и социального обеспечения. Углубленно и на конкретных примерах анализируются теоретические подходы к свободному передвижению людей, управлению миграционными потоками в Европе, Северной Америке и Азии. Ставя вопрос о праве на свободу передвижения и анализируя это право, авторы призывают не только открыть национальные границы, но и посмотреть свежим взглядом на будущее международных миграций в глобализирующемся мире.
В работе подводятся итоги социологического опроса русскоязычной диаспоры, проведенного в 2012 г. в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане.
В статье рассматриваются структурные условия, определяющие направление устойчивых потоков международной студенческой миграции. В существующей дискуссии уделяется внимание либо (1) экономическим факторам, влияющим на индивидуальное решение, принимаемое студентом или ее/его семьей, либо (2) факторам, задающим центростремительное движение студентов от периферии к ядру современной миросистемы. В данной статье к этим двум перспективам добавляется третья, институционально-историческая. Описываются элементы социальной структуры, которые могут связывать две страны и обеспечивать поддержание современной студенческой миграции. С помощью сетевого анализа производится визуализация статистических данных UNESCO и Федеральной службы государственной статистики РФ, и выделяются студенческие потоки, которые идут по глубоким и устойчивым миграционным каналам. Показано, что по глубоким каналам идут потоки, связывающие страны, бывшие центрами империй и страны, которые находятся на территориях, которые в прошлом были зависимыми от этих центров. Для описания мезо- и микроуровня организации процесса миграции используются материалы case-study постсоветского студенческого потока (Казахстан-Россия).
Россию, Германию и Казахстан объединяют исторические обстоятельства, обусловленные структурными изменениями в политической системе этих стран после распада СССР: тоталитарное прошлое, изменения границ, соотечественники за рубежом, люди с социалистическим менталитетом, городские пространства (в ГДР и в СССР), программы по репатриации соотечественников. Эти государства одновременно столкнулись с проблемой формирования новой национальной идентичности. Однако политические процессы в этих трех случаях приводят к разным результатам в России, в Германии и в Казахстане.
Почему программы репатриации привели к разным результатам? Что это нам говорит о моделях конструирования идентичностей в странах, переживших изменения границ и окруженных диаспорами?