Глава
Из революционного 1917-го в Гражданскую войну: 1917 - 1920 гг.
В главе рассмотрен процесс эволюции большевистской партии в период революции и Гражданской войны, становление однопартийной диктатуры в России.
Роман Замятина «Мы» является одним из важнейших сочинений для понимания интеллектуальной и реальной ситуации в ранней Советской России. Это еще и вариация на тему платоновского государства, Многим кажется, что Замятин критикует разумное основание платоновской утопии и «основанную на разуме» большевистскую диктатуру. На взгляд автора, Замятин показывает превращение разума в свою противоположность – иррациональную магическую силу, которая обращает человека в раба, когда призыв к разуму становится заклинанием, с помощью которого управляется общество. Замятин боролся с идеологией, перспективы которой он увидел лучше многих. Дело не в одной России, а в системе насилия, которое организует мир по правилам сумасшедшего дома. И в этом сумасшедшем доме разум лишь один из сумасшедших. Запад тоже пережил нечто подобное, и роман Оруэлла «1984» был написан уже в парадигме замятинского романа.
Еврейские погромы в период Гражданской войны в России в 1918-1920 гг. как прямое продолжение антиеврейского насилия, начавшегося в августе 1914 г. Политика преследования евреев в годы Первой мировой войны на фоне развернувшейся в эти годы шпиономании; депортация еврейского населения из прифронтовой полосы; антисемитская пропаганда военного времени. Погромы в Минской, Волынской, Гродненской губерниях и Галиции в годы Первой мировой войны, предшествовавшие погромам периода Гражданской войны.
This volume presents a series of essays from leading international scholars that expand our understanding of the Russian Revolution through the detailed study of specific localities. Answering the important question of how locality affected the revolutionary experience, these essays provide regional snapshots from across Russia that highlight important themes of the revolution. Drawing on new empirical research from local archives, the authors contribute to the larger historiographic debates on the social and political meaning of the Russian revolution as well as the nature of the Russian state. Russia’s Revolution in Regional Perspective highlights several important themes of the period that are reflected in this volume: a multitudinal state, the fluidity of party politics, the importance of violence as an historical agent, individual experiences, and the importance of economics and social forces. We reconceptualize developments in Russia between 1914 and 1922 as a kaleidoscopic process whose dynamic was not solely determined in the capitals.
В главе рассматривается происхождение еврейских погромов эпохи Гражданской войны в России (1918-1921), показывается генетическая связь «военных погромов» периода Первой мировой войны и погромов Гражданской войны. Среди прочего анализируется мотив «выстрела в спину» как повода к погромам.
Хотя Первая мировая война стала для России историческим водоразделом, в историографии и в общественнном сознании она ассоциируется в основном с событиями на Западном фронте. Этому способствовало разделение российской истории начала ХХ века на дореволюционный и советский периоды. Цель сборника - включить в общеевропейский контекст мханизмы усвоения, истолкования и переработки российского опыта Первой мировой войны и последовавших за ней событий. Их осмысление важно для ответа на вопрос, можно ли считать революцию 1917 года и Гражданскую войну вехами "особого пути" России или же они были следствием той кризисной ситуации, с которой столкнулись и другие воевавшие госдарства.
Анализируется проблема национализма в творчестве Владимира Соловьёва на основе его книги «Национальный вопрос в России» (в качестве камертона взята маленькая статья философа «О соблазнах»). Боровшийся с идолопоклонством во всех его видах, самым страшным идолом России Соловьёв считал национализм. Он разделял национализм на корыстный и теоретический (Данилевский, Страхов и т.п.). Как показывает автор, кумир национализма привел к падению великой державы. Таково доказательство от противного правоты Соловьёва.
На основе анализа политических концепций основных течений российской социал-демократии, сформировавшихся в ходе революции 1917 г, выявляются четыре проекта модернизации России, организационно оформившимися носителями которых являлись Всероссийская организация «Единство», РСДРП(о), РСДРП(и), РСДРП(б).
В своей статье автор анализирует установку части отечественного любомудрия о невозможности опереться на западный силлогизм в решении российских проблем, ибо опора на разум приведет рано или поздно к неудаче. Такая позиция отказа от рацио рождала фантомы. Один из таких фантомов есть миф о непостижимости русской судьбы, не поддающейся анализу разума. Беда была в том, что Россия оказалась в общем потоке вспыхнувшей и на Западе после очевидной победы христианского рационализма (начиная с Возрождения) магической мифологизации жизни. Так утверждался в России специфический феномен знания помимо и вне понимания, враждебного воспитанию и образованию свободно и самостоятельно мыслящего человека. Эту традицию вполне усвоили большевики. Не случайно, победил в России не рациональный марксизм легальных марксистов, а вполне магический ленинизм. Сегодня задача отечественных интеллектуалов, на взгляд автора, утверждать понимание России умом как национальную добродетель. Чтобы эта добродетель стала фактом культуры, способным к дальнейшей ретрансляции.Россия
В глазах многих современников и историков российской Гражданской войны Белое движение было делом прежних имперских элит, не понявших и не принявших революцию. Белые желали вернуть прежнюю Россию. Это подчеркивал и возвышенный цветаевский образ «белогвардейской рати святой», и совсем не поэтичная белая «контрреволюция», о которой писали советские историки. Но к чему в действительности стремились белые правительства? Как белые управляли подконтрольной им территорией и мобилизовывали свои армии? Как население относилось к белым правительствам и к экспедиционным отрядам Антанты, выступившим в поддержку белых? И почему жители российских окраин нередко воевали вместе с белыми против большевиков? Исследование Людмилы Новиковой, посвященное истории антибольшевистской Северной области, — попытка дать ответы на эти вопросы. Основанная на материалах российских и зарубежных архивов, книга обращает главное внимание на политические парадоксы Белого движения, а также на провинциальный контекст белой борьбы, который в значительной мере определил ход и исход российской Гражданской войны.