• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Математическая модель среднесрочного экономического цикла.

С. 287-299.

В нижеизложенной модели мы попытались кратко описать основные черты среднесрочного цикла деловой активности, или бизнес-цикла (7–11 лет), получившего также название цикла Жюгляра, по имени известного французского экономиста XIX века Клемента Жюгляра (1819–1905), обстоятельно исследовавшего эти циклы (Juglar 1862, 1889)[1]. Важнейшей заслугой Жюгляра было то, что он убедительно доказал именно периодичность кризисов. Центральным механизмом циклического колебания по Жюгляру выступают колебания цен: повышение их ведет к  подъему и оживлению, понижение – к кризису и упадку. Исключительную важность роли колебаний цен отмечали исследователи самых разных школ, однако в настоящее время существует столь большое количество теорий причин экономических циклов (и соответственно их кризисной фазы)[2], что становится достаточно очевидным, что причины цикличности развития экономики многообразны и сложны. Различия между взглядами порой очень существенны, однако, Г. Хаберлер (2008 [1937]: 18–22), прав, указывая, что теории часто различаются тем, какое значение придается одним и тем же факторам.



[1] Такое название среднесрочным циклам было дано в типологии разных по длительности бизнес-циклов Й. Шумпетера и некоторых других экономистов (см., например: Schumpeter 1939; см. также: Kwasniski 2008).

[2] Например, в учебнике П. Э. Самуэльсона и В. Д. Нордхауса (2009) даже весьма и весьма фрагментарный перечень таких теорий занимает полную страницу.