?
Предисловие к переводу статьи Мишеля Анри "Неинтенциональная феноменология: задача феноменологии будущего"
С. 39-42.
Ямпольская А. В.
Предисловие к переводу статьи М. Анри. Общий обзор жизни и наследия Анри, анализ его вклада в "теологический поворот" французской феноменологии, основные идеи "феноменологии жизни", методологические замечания к переводу, анализ терминологии Анри сравнительно с терминологией А.Мальдине.
Язык:
русский
В книге
Ямпольская А. В., Шолохова С. А., Сокулер З. А., Бенуа Ж., Ришир М., Марион Ж., Анри М., Левинас Э., Бернет Р., Мерло-Понти М., Мальдине А., Детистова А. С., Стрелков В. И., Чернавин Г. И., Юдин Г. Б. М. : Академический проект, 2014
Ямпольская А. В., , in : Rencontrer l’imprévisible: À la croisée des phénoménologies contemporaines. : Argenteuil : Le Cercle Herméneutique, 2013. P. 101-110.
Добавлено: 7 октября 2014 г.
Ямпольская А. В., В кн. : Субъективность и идентичность. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 212-230.
Разрабатываемый Мишелем Анри проект пассивной или "страстной" субективности основан на следующей предпосылке: сущность самости конституируется в процессе авто-аффицирования Жизни. Самость исходно дана самой себе не в рефлексии, не в теортетическом рассмотрании, но как страсть, как претерпевание или испытывание аффективных состояний. Мы показываем, что тезис Анри о том, что подлинная мысль всегда есть страсть следует понимать ...
Добавлено: 25 января 2014 г.
Ямпольская А. В., В кн. : Западная философия XX - начала XXI вв. Интеллектуальные биографии. : М. : Университетская книга, 2016. Гл. 2. С. 25-41.
Интеллектуальная биография Мишеля Анри ...
Добавлено: 11 декабря 2016 г.
Ямпольская А. В., EINAI: Проблемы философии и теологии 2016 Т. 5 № 1/2 С. 107-118
В статье проводится сопоставление того, как Мишель Анри и Анри Мальдине интерпретируют творчество Кандинского во французской феномено- логической традиции. Анри осуществляет феноменологическое различие между двумя способами явленности, — явленностью мира и явленностью жизни, которая лежит в его основе. Анри считает, что работы Кандинского могут служить парадиг- мальным примером явленности жизни; они не отчуждают жизнь, не ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Argenteuil : Le Cercle Herméneutique, 2013
En proposant de penser la rencontre de l'imprévisible, Flora Bastiani et Svetlana Sholokhova ont rassemblé dans le présent ouvrage des articles aux analyses variées. Avec la question de l'altérité et de son événement dans la vie subjective comme toile de fond, chaque contributeur ouvre une voie d'approche pour redŽfinir et surtout réinterpréter la frontière entre ...
Добавлено: 7 октября 2014 г.
Ямпольская А. В., Шолохова С. А., В кн. : (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами. : М. : Академический проект, 2014. С. 3-8.
Некоторые современные авторы называют последнюю волну феноме- нологии «постфеноменологией», но мы предпочитаем написание «(пост) феноменология», чтобы подчеркнуть, что (пост)феноменология не подра- зумевает отрицание феноменологии, которая всегда существует, выходя за свои собственные границы, превосходя самое себя. Другими словами, (пост)феноменология гораздо ближе к феноменологии, чем постструкту- рализм к структурализму или постмодернизм к модернизму: пост- в дан- ном ...
Добавлено: 7 октября 2014 г.
Ямпольская А. В., М. : РГГУ, 2013
1. Предисловие. Феноменологический метод и его предмет
Введение в проблематику феноменологического метода; связь метода и его предмета: феномена; расширение феноменологического метода за пределы собственно явленного. Границы применимости феноменологического метода. Методическое обоснование данной работы.
Глава 1. Проблематизация понятия феномена и вопрос о статусе созерцания
2. Феномен как продукт редукции: гуссерлевский проект феноменологического метода
«Сверх-методизм» Гуссерля как наследие Декарта. Противопоставление феноменологического ...
Добавлено: 21 января 2014 г.
Ямпольская А. В., В кн. : (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами. : М. : Академический проект, 2014. С. 229-240.
В статье анализируется, каким именно образом во французской феноменологии отрицательно определенное понятие пассивности было заменено положительно определенным понятием аффективности и оценивается методический выигрыш от данной замены. Это расширенная и дополненная версия более ранней статьи, вышедшей в "Вопросах философии" в 2013 году. ...
Добавлено: 7 октября 2014 г.
Ямпольская А. В., , in : Hypotheses and Perspectives in the History and Philosophy of Science. Homage to Alexandre Koyré 1964–2014. : Springer, 2018. P. 453-471.
Добавлено: 22 октября 2015 г.
Ямпольская А. В., Логос 2016 Т. 26 № 1 С. 74-78
Статья посвящена научным и личным взаимоотношениям между Гуссерлем и Финком, а также влиянию Финка на французскую феноменологию. В работе проблематизируется понятие "верного ученика" внутри феноменологической традиции: означает ли "верность" отсутствие критики по отношению к трудам основоположника, или, напротив, такую критику до определенной степени предполагает? А если да, то до какой именно степени? ...
Добавлено: 22 июня 2016 г.
Кирсберг И. В., Философия и культура 2012 № 11 С. 29-38
В первой части статьи обосновано понимание богословия как не науки: по феноменологически выявляемым особенностям чувства в отличие от мышления показано ценностное, а не познавательное качество богословия. По особенностям взаимодействия чувства и мышления, соответственно с различением видов соподчинения ценности и знания, показана неоднородность богословия как дисциплины – с преобладанием ценностного. Таким же образом предусмотрено религиоведение – ...
Добавлено: 31 января 2013 г.
Крючкова С. Е., Научные труды Московского гуманитарного университета 2018 № 2 С. 63-72
В статье исследуется эвристический потенциал феноменологии Э. Гуссерля для решения проблемы Другого (другого Я), которая имеет важное значение для построения общей теории аргументации. ...
Добавлено: 26 июня 2018 г.
Карлсон С., Ямпольская А. В., HORIZON. Феноменологические исследования 2020 № 1 С. 275-282
Цель настоящей статьи — представить русскоязычному читателю перевод первого из «Фено- менологических размышлений» Марка Ришира (1943–2015). Марк Ришир — одна из ключе- вых фигур «новой французской феноменологии» (термин Гондека и Тенгели). Вводя различие между «символическим» и «феноменологическим» слоями смысла, Ришир строит феномено- логическую архитектонику. Символический смысл — смысл уже учрежденный, или подлежа- щий учреждению — ...
Добавлено: 4 ноября 2020 г.
Щедрина И. О., Щедрина Т. Г., Вопросы философии 2022 № 12 С. 137-147
«Экспорт» интеллектуальной культуры или «трансфер идей» это одна из актуальнейших проблем философии. Траектории движения мысли очень трудно проследить в исторических контекстах. Архив эпохи становится фундаментом таких историко-философских исследований и требует, помимо всего прочего, осмысления эпистолярного наследия интеллектуалов. Мы представляем переписку двух русских ученых-гуманитариев Романа Осиповича Якобсона и Николая Ивановича Жинкина, которые принадлежали к одной «сфере ...
Добавлено: 4 ноября 2022 г.
Мирошниченко М. Д., Философские науки 2020 Т. 63 № 4 С. 46-63
Статья посвящена реконструкции обсервационной философии Александра Пятигорского в контексте противостояния двух версий трансцендентального проекта человека в мире. Первый проект акцентирует внимание на инвариантной, функциональной организации познающих систем, абстрагируясь от телесной, аффективной и феноменологической реализации этой организации. Второй, напротив, делает основную ставку на феноменологической перспективе опыта данности, всегда уже зависящего от того, чей это опыт и ...
Добавлено: 26 января 2020 г.
Гравин А. А., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2022 № 104 С. 153-157
В данной рецензии на книгу рассматривается исследование современного русского лингвофилософа и историка русской философии Людмилы Гоготишвили. Авторский замысел ряда «поздних» работ Гоготишвили был в книге реконструирован в виде «сборника» составителем Иосифом Фридманом, который предложил здесь первый опыт философской интерпретации наследия Людмилы Гоготишвили. Замысел ориентирован на стержневую проблему творчества Людмилы Гоготишвили – соотношение релятивного и универсального ...
Добавлено: 10 марта 2024 г.
Михайлов Д. В., HORIZON. Феноменологические исследования 2023 Т. 12 № 1 С. 141-158
Предлагаемая вниманию статья посвящена анализу влияния философии Ж. Деррида на раннюю мысль французского феноменолога третьего поколения М. Ришира. В качестве основных текстов для анализа рассматриваются программный доклад Деррида «Различание» и статья «Свернутое Ничего» Ришира, выбранные ввиду их глубокой терминологической, образной и содержательной взаимосвязанности. Автор статьи прослеживает, как Ришир заимствует у Деррида ряд ключевых для своей ...
Добавлено: 7 декабря 2022 г.
Крючков К. С., Психолог 2019 № 2 С. 9-27
Целью настоящего исследования является изучения процесса переживания разлуки с любовным партнером в его проявлениях в культуре и жизни и то, что предпринимают люди для того, чтобы совладать с нею. Предмет исследования: процесс переживания разлуки с партнером по любовным отношениям Объект исследования: лексически формулировка объекта и предмета совпадают, но если при формулировки объекта акцент нашего внимания ...
Добавлено: 9 декабря 2019 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Чернавин Г. И., HORIZON. Феноменологические исследования 2019 Т. 8 № 2 С. 487-501
В статье разбирается предложенная Витгенштейном интерпретация хайдеггеровского тезиса «ничто ничтожит». Слова феноменологов, в его толковании, представляют собой «нечленораздельные звуки». Рассматривается парадоксальная ситуация, состоящая в том, что тезисы феноменологической философии (в данном случае экзистенциальной феноменологии), перенесенные на поле философии языка, теряют свой смысл, превращаются в «нечленораздельные звуки». Как возможно взаимное понимание, если в ходе философской дискуссии ...
Добавлено: 28 октября 2019 г.
Чернавин Г. И., Horizon. Феноменологические исследования 2013 Т. 2 № 1 С. 28-47
В этой статье рассматриваются проблематика имманентной телеологии опыта в рамках трансцендентальной феноменологии, в том числе такие проблемы как наполнение интенции, адекватная очевидность, импликации разума в опыте. Отдельное внимание уделяется тематике Вещи, которая рассматривается как «регулятивная идея» и как τέλος. В статье также обсуждается синтез согласованности опыта и мысленный эксперимент по нарушению согласованности. В заключение будут ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
СПб. : Алетейя, 2012
Попытки философского осмысления проблем языка, мышления и культуры объединяют представителей самых различных школ и направлений социально-гуманитарной мысли. Возникающие здесь сложные и многоуровневые взаимосвязи, характеризающие символическое измерение бытия человека и культуры, образуют проблемное поле, чрезвычайно актуальное не только для лингвистики и культурологии, но и для широкого круга гуманитарных дисциплин.
В этой связи представляется интересным очертить панораму вопросов, ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.
Назмутдинов Б. В., Вопросы права и политики 2012 № 4
В статье подчеркивается, что ключевыми началами, обусловившими возникновение и развитие политико-правовых воззрений классиков евразийства (Н.Н. Алексеева, Л.П. Карсавина, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и др.), стали, во-первых, социально-исторический и духовный контекст эмиграции, в котором формировалось евразийство, и, во-вторых, научное и идеологическое влияние их предшественников. В связи с этим анализируются воззрения славянофилов, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, П.И. ...
Добавлено: 13 марта 2013 г.