• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Возможности многоуровневых моделей политико-стратегического планирования

С. 411-420.
Шмерлинг Д. С., Кожуховская Е. И., Рыдванская П. О.
Сегодня инновационное развитие и модернизация экономики — это уже не только предмет политико-экономических дискуссий в обществе, но и вполне конкретные государственные инициативы. К их числу следует отнести создание Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики, Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации». В связи с этим проблемы эффективности управления и прогнозирования развития стали особенно актуальными. Мы переходим от периода «неосознанной некомпетентности» («Выбор сделан в пользу инноваций — что бы это ни значило» [От редакции…, 2010]) к «осознанной некомпетентности»: концентрация поводов по данной тематике достигла критической отметки, но основы для реализации устойчивого инновационного развития (методологические, нормативно-правовые) пока только формируются.   Заметна тенденция смещения принимаемых мер из плоскости чисто экономической в плоскость эффективности государственного управления. Если в 2000-х годах можно было «встретить» отдельные дотационные проекты и направления развития, то сегодня в государстве принят программно-целевой подход (ПЦП) к развитию, действует 41 государственная программа (ГП). «В рамках старой модели невозможно решить существующие в обществе проблемы. Нужны инновации в сфере государственного управления» [Греф, 2012]. Речь идет об отработке системного подхода к решению масштабных задач, а также о привлечении экспертного сообщества к этой работе.   Рассмотрим, что именно и как реализуется на государственном уровне, а также каковы традиционные и альтернативные методы решения подобных задач.