Глава
Развитие молодежного предпринимательства и конкурсы инновационных проектов
В книге

Рассматривается современное состояние молодежного предпринимательства, проблемы и перспективы вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность, обосновываются основные направления эффективного использования студенческих бизнес-инкубаторов.
Развитие молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач модернизации экономики страны. Авторами проведен анализ отечественного и зарубежного опыта форм и способов поддержки и развития молодежного предпринимательства, выделены основные форматы: благотворительные фонды, студенческие бизнес-клубы на базе университета, национальные и интернациональные бизнес-клубы, бизнес-кампусы, бизнес-инкубаторы для студентов и/или молодых предпринимателей, молодежные дискуссионные клубы, консультационные студенческие организации. Для создания комплексной площадки поддержки и стимулирования предпринимательства в молодежной среде в России авторами предлагается формировать всероссийскую сеть межвузовских бизнес-клубов. В статье разработаны основные концептуальные положения создания такой сети, структура и механизмы ее формирования, сформулированы основные результаты и ожидаемые эффекты.
В статье рассмотрена предметная база и методологические аспекты реализации программ частно-государственного партнерства в сфере вовлечения представителей молодежи в высокотехнологические сферы предпринимательской деятельности. Авторы рассматривают опыт реализации всероссийской программы IT- Start и методологию реализации механизма частно-государственного партнерства Автономной некоммерческой организацией «Агентство инновационного развития».
Статья посвящена вопросам развития инновационных экосистем, являющегося производным от прогресса проектов, существующих в данной экосистеме. Показано, что развитие проектов является квазидискретным, а переходы между стадиями развития представляют собой конкурсы. Также рассматривается проблематика существования в инновационных экосистемах обособленных мероприятий, позиционируемых как конкурсы инновационных проектов. Показано, что выживают и развиваются только те конкурсы, участие в которых позволяет инновационным проектам переходить на новые стадии развития.
В статье описан один из инструментов поддержки инновационного предпринимательства в молодежной среде — центр предпринимательства при вузе. На примере центра предпринимательства НИУ ВШЭ — Нижний Новгород рассмотрены различные подходы к стимулированию студентов к предпринимательству: конкурсы проектов, бизнес-инкубатор, бизнес-клуб, образовательные программы, исследовательская деятельность, консалтинговые проекты и др.