• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Способы жизни философской теории

С. 410-422.

Вопрос о существовании философии – отнюдь не метафилософский, а институциональный, возник при распаде советской системы и поддерживавшей ее идеологии. Его продолжают задавать и сейчас: существует ли философия в России и если да, то как? За этим вопросом обычно следует просьба назвать фамилии. Случается, что названные фамилии не удовлетворяют вопрошающих, и разговор выливается в спор «почему N не философ». Причина этого спора – институциональная проблематичность философии в России, поскольку философия часто развивалась вне стен философских факультетов (или даже университетов). Внеинституциональность философии не означает того, что философии «нет», просто философия находит другие способы жизни. Или выживания.

Мой основной тезис состоит в том, что нехватка теоретических исследований – это проблема институций, но не самих теорий. В нашей стране теории худо-бедно, но развиваются. Другое дело, что эта «худоба и бедность» неконкурентоспособна как в российской, так и в более широкой, международной среде. В России теоретики – это субъекты маргинального знания, часто вытесненные за пределы институций, вынужденные влачить существование «непризнанного гения». Теоретических школ у нас очень мало, что также затрудняет развитие теории, поэтому развитие наследия советского периода часто (неосознанно) делегируется западным коллегам.

В книге

Способы жизни философской теории
Т. XIX. М.: Новое литературное обозрение, 2014.