• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Логика Авиасафа и новгородско-московская ересь

С. 3-12.

Произведение «Макасид ал-фаласифа» (Стремления философов) мыслителя мусульманского средневековья, арабского философа, теолога, законоведа, суфия ал-Газали (Абу-Хамида Мохаммеда иби Мохаммеда ибн Ахмеда ал-Газали, 1058-59—1111) во второй половине XV в. было переведено на славянский язык, но не полностью, а лишь частично, поскольку был осуществлен перевод лишь первой части («Логика») и второй части («Метафизика»). Перевод первой части (посвященной логике) и известен в истории древнерусской философии под именем «Логики Авиасафа». История влияния «Логики Авиасафа» на новгородско-московскую ересь и ее востребованности в среде «жидовствующих» убедительно свидетельствует о том, что для средневековой Русь (как, впрочем, и древней Руси) вовсе не характерен путь чисто «платоновского» философствования, чуждающегося «аристотелевского», рационального его стиля. Наоборот, склонность к математическим, географическим, медицинским, астрономическим и филологическим штудиям, отождествление у жидовствующих мудрости с обладанием математическими, геометрическими и логическими знаниями убедительно свидетельствует об обратной тенденции, пусть и не приведшей к значительным результатам.