Глава
Серебряный век в судьбах его творцов: Любовь Столица и Аделаида Герцык
В статье прослеживаются жизненные драмы двух поэтесс Серебряного века, одна из которых (А. Герцык) осталась в Крыму, а другая (Л.Столица) эмигрировала в Болгарию.
В книге
Как и любая другая эпоха, эпоха русского модернизма искала и находила в крупных культурных явлениях прошлого близкое себе, опираясь на старое, доказывала легитимность и прочность нового. Следовательно, взглянув на Баратынского глазами поэтов «Серебряного века», мы получим возможность распознать в складывающемся изображении еще один автопортрет модернистской эпохи: «сопоставление символистов и Баратынского» «не только может помочь нам уяснить какие-то стороны в Баратынском, но и снабдить нас некоторыми данными для суждения о сущности самогó символизма как этапа нашего литературного и культурного развития».
Статья посвящена философской проблематике романа «Огненный ангел» в контексте культурно-исторической ситуации Серебряного века. Автор показывает действие законов духовности, переплетение антагонистических начал в романе символиста Брюсова.
Чтение классики – занятие не простое; с этой мыслью вряд ли кто-нибудь будет спорить. А вот с утверждением, что изучение ее в школе может стать почти увлекательным, согласится далеко не каждый. Однако авторы книги на этом настаивают и предлагают читателю вместе с ними, страница за страницей, прочитать произведения, вошедшие в школьную программу, обратить внимание на то, мимо чего привыкли «пробегать» не оглядываясь, удивиться, задуматься. Открыть для себя каждого «школьного» автора, увидеть его своеобразие и привлекательность. С тем чтобы потом вновь и вновь возвращаться к нему – на то ведь классика и существует. Авторы книги знают, о чём говорят – оба преподают русскую литературу: в одном из московских лицеев и в Высшей школе экономики. Первый том содержит главы об Ахматовой, Бунине, Блоке, Мандельштаме, Цветаевой и их современниках, писавших в дореволюционные годы и после революции.
Новая книга Владимира Кантора, писателя и философа, доктора философских наук, ординарного профессора НИУ-ВШЭ, члена редколлегии журнала «Вопросы философии», известного историка русской мысли, составлена из статей, публиковавшихся в течение последних десяти лет в разных сборниках и журналах. Вместе с тем все они подчинены решению одной проблемы – выяснению взаимоотношения мифа и реальности в русской культуре. В. Кантор рассматривает такие мифы, как «Москва – третий Рим», миф двойничества, миф «народная правда», миф «Серебряный век», миф «безымянная Русь», и пытается показать реальность, стоящую за этими мифами. На взгляд автора, главная задача исследователя, да и просто мыслящего человека – пробиться сквозь пелену иллюзий, составляющих интеллектуальное пространство, в котором всегда живет общество. Поэтому задача эта остается актуальной во все времена.
Исторический романист Зиновий Самойлович Давыдов (1892 –1958) начинал свой путь как поэт, последователь символистов и акмеистов. В 1919 году, в Чернигове вышла в свет его дебютная и единственная книга стихов «Ветер», которую в настоящем издании мы перепечатываем полностью. Книга дополнена никогда не публиковавшимися стихами Давыдова.
Анализируется цикл статей Вяч. Иванова в журнале «Труды и Дни» и его вклад в идейную жизнь Серебряного века.
By depicting the Nevsky prosprect cinema palaces the article explores early history of the Russian movie theatres. At the beginning of the century film production and cinemas were connected tightly and lived a single life. Thus it is argued that the study of early cinemas is not only study of local lore, but first of all of the history of cinema.
Если все символисты считали Соловьева своим учителем, то Брюсов, как известно не любил Соловьева. О стихотворении Брюсова “Золотистые феи” Соловьев выразился весьма резко: «Несмотря на “ледяные аллеи в атласном саду”, сюжет этих стихов столько же ясен, сколько и предосудителен. Увлекаемый “полетом фантазий”, автор засматривался в дощатые купальни, где купались лица женского пола, которых он называет “феями” и “наядами”. Но можно ли пышными словами загладить поступки гнусные? И вот к чему в заключение приводит символизм! Будем надеяться по крайней мере, что “ревнивые доски” оказались на высоте своего призвания. <…> Общего суждения о г. Валерии Брюсове нельзя произнести, не зная его возраста. Если ему не более 14 лет, то из него может выйти порядочный стихотворец, а может и ничего не выйти. Если же это человек взрослый, то, конечно, всякие литературные надежды неуместны». Статья была опубликована в 1895 г. Брюсову был 21 год, то есть по тогдашним меркам вполне созревший взрослый человек…
Статья посвящена одному из аспектов исследования творчества Н. Н. Евреинова — прослеживанию эволюции идеи рассмотрения театра с позиций антропологии и теории культуры.