• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Социально-психологический капитал как фактор предпринимательского поведения

С. 278-298.
Татарко А. Н., Амерханова Н. А., Богатов Н. Ю.

Авторы главы отмечают, что в основе социального капитала лежат отношения людей:

отношение к ближайшему окружению (доверие, толерантность), отношение к

общности в целом (воспринимаемый социальный капитал, социальное доверие),

отношение к своей принадлежности к общности (идентичность). Они вводят но-

вый термин — «социально-психологический капитал», под которым понимают

ресурс психологических отношений, содержащийся в социальных группах и до-

ступный включенным в них индивидам. Данный ресурс находит свое выражение

в поведении (создание сетей, ассоциаций, самоорганизация), которое и трактует-

ся как социальный капитал. Основными показателями социально-психологиче-

ского капитала общества является гражданская идентичность и доверие.

Авторы главы предполагают, что социально-психологический капитал не

только способствует формированию социального капитала, создающего среду

для продуктивного экономического поведения, но непосредственно влияет на

социально-психологические явления, регулирующие поведение индивида, —

на его представления и установки. В контексте представленной работы речь идет

о предпринимательском поведении.

Результаты исследований А.Н. Татарко и соавторов позволяют сделать за-

ключение, что на психологические факторы, лежащие в основе намерения от-

крыть собственный бизнес, влияет доверие к институтам общества и социальное

доверие. Важной находкой данного исследования является то, что применитель-

но к предпринимательскому поведению в модели выделен фактор, характеризу-

ющий отношение к государственным служащим. Институциональное доверие, а

также воспринимаемый социальный капитал связаны именно с ним. Таким обра-

зом, отношение к госслужащим, играет важную роль при открытии собственного

бизнеса — оно не должно быть негативным. В свою очередь на данный фактор

оказывают влияние институциональное доверие и воспринимаемый социальный

капитал, способствуя повышению позитивности отношения к госслужащим. Эти

два компонента социально-психологического капитала зависят всецело от пове-

дения органов государственной власти. Именно государственная власть, ее по-

Культура доверия/недоверия в гражданском обществе

15

литика формирует восприятие гражданами своего государства (воспринимаемый

социальный капитал) и доверие к социальным институтам. Доверие к государству

и позитивное отношение к государственным служащим, согласно построенной

модели, играет очень большую роль для намерения открыть собственный бизнес.

Обобщая все исследования четвертого раздела можно сделать вывод, что

их результаты наглядно демонстрируют как различные виды доверия (межлич-

ностное и институциональное, социальное и генерализованное, собственное и

воспринимаемое) способствуют формированию социально-психологического и

социального капитала личности и всего общества, а также обеспечивают доступ-

ность его ресурсов и их сохранение.

В книге

Под науч. редакцией: М. С. Рождественская М.: НИУ ВШЭ, 2013.