Книга
Философия кризиса
Учебное пособие посвящено одному из направлений философии XX века — философии кризиса. Рассматриваются основные понятия и проблематика философии кризиса, становление и развитие этого направления в философии первой половины XX столетия. Специальные разделы посвящены анализу социокультурного кризиса в западной и русской философии, сопоставлению подходов и ракурсов рассмотрения. В заключительной части излагаются программы преодоления социокультурного кризиса, которые в разные годы были предложены западными и русскими мыслителями.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, специалистов в области философии, культурологии, социологии, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей мировой культуры и философии.
Книга издана с участием Московского психолого-социального института.

В 2010 г. исполняется 105 лет со дня рождения Виктора Франкла. Его вклад в культуру до настоящего времени остается не достаточно оцененным. В статье прослеживается становление философско-психологической концепции В. Франкла на фоне кризиса западной культуры XX в. Показывается, что в учении о духовном бытии человека и поиске человеком смысла содержится мощный импульс к выходу из кризиса
Книга посвящена одной из центральных проблем современной философии — социокультурному кризису рубежа XIX—XX в. Читателю предлагается ретроспектива подходов к осмыслению этого культурного феномена: русские философы — представители русской идеалистической философии и религиозного ренессанса, русские писатели и искусствоведы размышляют о природе, причинах и последствиях социокультурного кризиса в контексте истории, судьбы и предназначения России.Для студентов и преподавателей вузов, специалистов в областифилософии, культурологии, социологии, истории, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей русской и мировой культуры. Обо всём этом и не только в книге
Книга объединяет материалы междисциплинарных семинаров, проходивших в Фонде «Либеральная миссия» в 2010-2011 годах. На вопрос, вынесенный в заглавие книги, ищут ответ, полемизируя друг с другом, Михаил Афанасьев, Денис Драгунский, Алексей Кара-Мурза, Игорь Клямкин, Вадим Межуев, Эмиль Паин, Наталья Тихонова, Игорь Яковенко и Евгений Ясин и др.
Статья посвящена анализу ценностей, предлагаемых зрителям различными программами федеральных телеканалов. В статье проанализированы программы различных жанров (от документальных фильмов до телевизионных шоу), тематически касающиеся советского периода истории страны. В ходе анализа автор приходит к выводу, что советские ценности, бывшие не так давно базой советской идеологии, в современных телепрограммах мифологизируются, теряют свои первоначальные смыслы, искажаются с учетом ценностей общества потребления. «Ностальгия» по СССР, которой пронизан ряд телевизионных программ, на самом деле оказывается эскапистской попыткой ухода от социокультурного кризиса, в котором пребывает общество.
Статья посвящена проблеме кризиса культуры. Сраниваются точки зрения русских и западных мыслителей на эту проблему. По мнению автора, кризис культуры есть кризис таких ценностей как человек и свобода. В первой половине ХХ века культура не нашла ответа на вопросы: что есть свобода и что есть человек?
О чем тоскуют чеховские «герои»? О жизни, ценностными горизонтами которой являются принципы и идеалы культуры. Но культура рушится, ее идеалы и принципы дискредитированы. Вместе с нею рушится и человек, бытие которого сопряжено с бытием культуры. Чеховские персонажи тоскуют от осознания «ускользающего бытия», каждый по-своему. Они живут в смутном предчувствии культурной катастрофы.
В статье анализируется концепция «европейского интеллектуала» сформулированная И. Роднянской, и рассматривается положение о том, что интеллектуала отличает перенятое из христианского двоемирия отношение к миропорядку не как к нерушимой данности, а как к проблеме, открытой для поисков альтернативы.
В 2010 г. исполняется 105 лет со дня рождения Виктора Франкла. Его вклад в культуру до настоящего времени остается не достаточно оцененным. В статье прослеживается становление философско-психологической концепции В. Франкла на фоне кризиса западной культуры XX в. Показывается, что в учении о духовном бытии человека и поиске человеком смысла содержится мощный импульс к выходу из кризиса
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.