Книга
Провинциальная "контрреволюция": Белое движение и Гражданская война на русском Севере, 1917-1920
В глазах многих современников и историков российской Гражданской войны Белое движение было делом прежних имперских элит, не понявших и не принявших революцию. Белые желали вернуть прежнюю Россию. Это подчеркивал и возвышенный цветаевский образ «белогвардейской рати святой», и совсем не поэтичная белая «контрреволюция», о которой писали советские историки. Но к чему в действительности стремились белые правительства? Как белые управляли подконтрольной им территорией и мобилизовывали свои армии? Как население относилось к белым правительствам и к экспедиционным отрядам Антанты, выступившим в поддержку белых? И почему жители российских окраин нередко воевали вместе с белыми против большевиков? Исследование Людмилы Новиковой, посвященное истории антибольшевистской Северной области, — попытка дать ответы на эти вопросы. Основанная на материалах российских и зарубежных архивов, книга обращает главное внимание на политические парадоксы Белого движения, а также на провинциальный контекст белой борьбы, который в значительной мере определил ход и исход российской Гражданской войны.

This article analyzes grass-root politics in the Russian Civil War, challenging the traditional assumption that the Bolsheviks with their program of radical revolutionary change enjoyed greater popularity than their White adversaries. On the example of the Northern region, it demonstrates that the local «counter-revolutionary» government commanded considerable sympathies of the provincial population. This popularity was based on the government's ability to supply the population of this non-agricultural province with imported grain, to provide military protection and arms for self-defense. Ultimately, the article strives to explain the outcome of the Civil War not by conflicting ideologies and policies, but by practical circumstances and local factors that on a grass-root level conditioned changing political loyalties.
В статье впервые рассматриваются проблемы Русского Севера как региона с моноструктурной экономикой. Основное внимание уделяется социальным аспектам развития региона: миграционному оттоку населения и его причинам. Ставится проблема сохранения существующего человеческого капитала.
Хотя Первая мировая война стала для России историческим водоразделом, в историографии и в общественнном сознании она ассоциируется в основном с событиями на Западном фронте. Этому способствовало разделение российской истории начала ХХ века на дореволюционный и советский периоды. Цель сборника - включить в общеевропейский контекст мханизмы усвоения, истолкования и переработки российского опыта Первой мировой войны и последовавших за ней событий. Их осмысление важно для ответа на вопрос, можно ли считать революцию 1917 года и Гражданскую войну вехами "особого пути" России или же они были следствием той кризисной ситуации, с которой столкнулись и другие воевавшие госдарства.
В главе рассматривается происхождение еврейских погромов эпохи Гражданской войны в России (1918-1921), показывается генетическая связь «военных погромов» периода Первой мировой войны и погромов Гражданской войны. Среди прочего анализируется мотив «выстрела в спину» как повода к погромам.
В коллективной монографии «Российский Северный вектор» вышедшей под редакцией Н.Е Покровского (2006), в рамках его концепции «клеточной глобализации села», дается широкий обзор экономического состояния, быт и жизнеописание нравов, экологические наблюдения и широкий спектр социологических данных Северо-востока Европейской России, на примере, хозяйственной деятельности Костромской области и ее маленькой, но типичной составляющей - села Медведево, являющего собой действительно медвежий угол этого, покрытого на 2/3 лесами старинного, исконно русского региона.
Еврейские погромы в период Гражданской войны в России в 1918-1920 гг. как прямое продолжение антиеврейского насилия, начавшегося в августе 1914 г. Политика преследования евреев в годы Первой мировой войны на фоне развернувшейся в эти годы шпиономании; депортация еврейского населения из прифронтовой полосы; антисемитская пропаганда военного времени. Погромы в Минской, Волынской, Гродненской губерниях и Галиции в годы Первой мировой войны, предшествовавшие погромам периода Гражданской войны.
Василий Алексеевич Маклаков и Василий Витальевич Шульгин принадлежали к политической элите России начала XX века. Оба были депутатами 2-4-й Государственных дум и плодовитыми публицистами. Маклаков был членом партии кадетов, либералом, Шульгин - правым, националистом и монархистом. Разница в политических взглядах не мешала им быть друзьями. После революции оба оказались в эмиграции. Их переписка за 1919-1939 годов содержит уникальную информацию о политической жизни России начала XX века, русских революциях и Гражданской войне, истории эмиграции. Переписка - источник по истории русской политической мысли и в то же время литературный памятник, блестящий образец эпистолярного жанра. Письма, публикующиеся без каких-либо изъятий и сокращений, хранятся преимущественно в архиве Гуверовского института Стэнфордского университета (США), часть переписки находится в Государственном архиве Российской Федерации и рукописном отделе Британской библиотеки.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.