Книга
Нерыночный сектор. Структурные реформы и экономический рост

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Благодаря поддержке структурных фондов ЕС и притоку иностранных инвестиций Португалия смогла модернизировать инфраструктуру и ряд отраслей промышленности, провела реформы образования и здравоохранения. Но с присоединением к зоне евро она лишилась возможности управлять, как прежде, валютным курсом для поддержания платежного баланса, а с наступлением мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. окзалась в долговой ловушке. Жесткая программа стабилизации под контролем "тройки" международных кредиторов (ЕС, МВФ, ЕЦБ) замедлила темпы роста экономики.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Сборник составлен по итогам VII Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», организованной Государственным университетом – Высшей школой экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда и проходившей 4-6 апреля 2006 г. в Москве. Рассматриваются роль государства в модернизации экономики и макроэкономическая политика модернизации российской экономики. Для экономистов, социологов, юристов, политиков, а также студентов, аспирантов и преподавателей вузов. Книга может быть полезна всем, кто интересуется проблемами и перспективами реформирования российской экономики.
Модернизация итальянской экономики происходит рывками, сменяясь периодами структурного отставания. Технологическая модернизация 1970-х гг. закрепила двойственную структуру рынка труда, неолиберальные реформы 1990-х гг. не смогли создать достаточных предпосылок для инновационного сдвига. Уязвимость мирохозяйственных позиций проявила себя в огромном росте государственного долга (более 130% ВВП). Радикального изменения экономической модели не произошло, из-за некоторых особенностей предпринимательской культуры большей части бизнеса и нежелания перемен со стороны части истэблишмента.
Система государственных закупок имеет огромное стратегическое значение для российской экономики. Доля государственных закупок в структуре ВВП страны растет. Это определяет необходимость реформирования системы государственных закупок для повышения эффективности ее работы. Эффективность реализации национальных проектов во многом зависит от скоординированной организации различных аспектов системы госзакупок. При проведении структурных реформ необходимо учитывать как правовые, политические, экономические аспекты функционирования, так и экономико-психологические, включающие организационно-психологические и собственно психологические особенности деятельности в работе по госзакупкам. Результаты исследования авторов показывают важность учета психологического фактора в функционировании системы госзакупок.
Реформы, последовавшие за системным кризисом 1992-94 гг. ("операция Чистые руки"), были обусловлены необходимостью структурной модернизации экономики для предстояшего присоединения к зоне евро. Наибольшие результаты дала перестройка 1990-х гг., затем вектор реформ изменился, а темпы замедлились. Сегодняшний, третий этап отмечен сочетанием долгового кризиса и жесткой бюджетной политики, требуемой новыми правилами ЕС. Хроническая нестабильность политической обстановки в Италии препятствует последовательному проведению реформ.
Тщательный анализ разнообразных статистических данных и результатов ряда социологических опросов позволил авторам этой книга детально рассмотреть сегодняшнее состояние российского малого бизнеса и выделить узловые проблемы его развития. Отдельная тема книги - критика государственной политики в отношении малого предпринимательства в сравнении со странами Западной и Восточной Европы и ее альтернативная программа, нацеленная на создание благоприятных условий для развития малого бизнеса в современной России.
Монография посвящена проблемам конкурентоспособности российских промышленных предприятий. Впервые в отечественной экономической литературе вводится в научный оборот эконометрическая оценка конкурентоспособности фирмы на основе эмпирических данных уникального опроса более 1000 крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности. Опрос был проведен в рамках партнерского проекта ГУ-ВШЭ и Всемирного Банка при финансовой поддержке Министерства экономического развития и торговли. Основная содержательная часть книги анализирует внешние для предприятия и внутренние факторы, которые, как предсказывает теория, должны влиять на производительность и другие показатели конкурентоспособности. В частности, изучено влияние конкуренции и структуры рынков; технологического уровня и инновационного поведения; качества менеджмента и структуры собственности; состояния рынка труда и управления персоналом на уровне предприятия; инвестиционного климата и государственных институтов. Кроме того, показаны агломерационные эффекты и влияние размещения предприятий на их производительность. Заключительная глава предлагает оценку эффективности государственных мер промышленной политики и "меню" политик, ориентированных на управление конкурентоспособностью разных групп предприятий.
В статье представлен анализ результатов председательства России в «Группе двадцати» в 2013 году. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах («модель спрос-предложение»).Данных подход позволяет проследить, насколько председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной-председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.
С 1 декабря 2012 года Россия приняла на себя обязанность и ответственность по координации работы «Группы двадцати» в качестве страны-председателя этого ведущего форума международного экономического сотрудничества. Пятый год своей работы «двадцатка» встретила в условиях «двухскоростного восстановления», которое к марту 2013 года стало «трехскоростным». Неуверенный и недостаточный рост мировой экономики, сохраняющиеся дисбалансы и риски ухудшения экономических показателей требовали концентрации усилий «форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест во всех странах мира» (Российское председательство в «Группе двадцати», 2013b). Эти приоритеты составили ядро Концепции председательства Российской Федерации, направленной на обеспечение устойчивого глобального роста и восстановления доверия между различными элементами мировой экономики, как основной задачи глобального управления, в соответствии с миссией и потенциалом «Группы двадцати».
Оставаясь в рамках ядра экономических и финансовых вопросов, «двадцатка» начала работу по поиску совместных решений по преодолению таких рисков, как увеличение неравенства доходов населения, хроническая неспособность в достаточной мере инвестировать, развивать и обеспечивать безопасность инфраструктуры, непредвиденные последствия регулирования.
Как показывает анализ решений «двадцатки» по основным приоритетам, в рамках российского председательства удалось обеспечить высокую степень отражения в повестке дня «двадцатки» и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; баланс национальных приоритетов и приоритетов стран-партнеров по институту и использование сложившегося потенциала института. Выбор роли страны - председателя по конкретным приоритетам определялся сочетанием внешних условий и внутренних обстоятельств. Так, высокая степень остроты проблемы для всех участников определила запрос на выполнение председателем роли лидера при включении в повестку дня экономического форума и обсуждении возможностей мирного разрешения конфликта в Сирии. По занятости и социальной политике российское председательство, сочетая роли организатора и политического лидера, сумело вывести диалог на новый уровень качества.
Важным фактором успеха при обсуждении и принятии комплексного плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли стала способность ОЭСР взять на себя ответственность по выработке проекта плана. При экспертном лидерстве ОЭСР, высокой степени остроты данной проблемы для всех участников, глубокой проработке вопросов, российское председательство сконцентрировалось на роли организатора.
По приоритетной для России и многих партнеров по «двадцатке»теме стимулирования долгосрочных инвестиций российскому председательству удалось за короткий период консолидировать усилия международных институтов. В работе по данному направлению, как и по сфере финансового регулирования, российское председательство успешно сочетало роль представителя национальных интересов с ролью организатора.
При разработке новой стратегии развития наиболее продуктивным оказался выбор роли посредника и организатора, в результате российское председательство сумело обеспечить согласование новой основы для сотрудничества «двадцатки» по развитию.
В части касающейся повышения уровня прозрачности, легитимности и эффективности сильной стороной председательства стала активная работа с международными организациями и социальными партнерами и использование их экспертного потенциала. Продолжилась линия по укреплению системы институтов самой «двадцатки»: развитие новых механизмов координации и усиление отчетности по принятым решениям.
В рамках российского председательства «Группа двадцати» подтвердила свою значимость как ведущего форума экономического сотрудничества. Сделав «акцент на восстановлении уверенного и всеобъемлющего роста и уровня занятости при одновременном обеспечении фискальной устойчивости», лидеры впервые подчеркнули, что во главе угла повестки дня роста должно стоять благополучие граждан. Это важный итог пяти лет работы «двадцатки», и возможно начало нового качества сотрудничества.
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.