Книга
Россия и Британия. На путях к взаимопониманию
Выпуск посвящен истории политических и культурных связей России и Великобритании, а также взаимным представлениям россиян и британцев. Особое внимание уделено рассмотрению проблем, связанных с заключением Англо-русского соглашения 1907 г. Для историков и широкого круга читателей, интересующихся взаимоотношениями России и Великобритании и английской историей.
Эту книгу мы, ее авторы и редакторы-составители, готовили в 2007-2008 годах, когда в отношениях между Россией и Британией возникли заметные, явные осложнения. Эти нынешние трудности, надеюсь, вполне преодолимые, все же, увы, накладываются на взаимные предрассудки, накопленные за много поколений.
Так правильно ли мы выбрали время, чтобы говорить о взаимопонимании? Уверен, что правильно.
Уверен, что именно в моменты осложнений, ухудшений, надо не сыпать соль на наболевшие места, не играть на давних и новых разногласиях, а искать в прошлом то, что может помочь настоящему, сблизить народы и страны, помочь лучше понимать друг друга.
История государственных взаимоотношений Британии с Российской империей, а затем и Советским Союзом, полна недоверия, недоброжелательства, а то и прямой враждебности. Это отражалось и на общественных связях – хотя интерес и любовь к английской культуре были в России всегда очень высоки, да и в Великобритании умели ценить лучшее в русской литературе. Периодов смягчения этой напряженности, увы, немного, и они были короткими. Один их них приходится на 1907-1917 годы, когда Россия и Британия заключили договоры Сердечного Согласия – Антанты, а затем были союзниками в первой мировой войне. Нескольким вехам тогдашних отношений и посвящена эта статья.

П.Б. Струве хотел видеть Россию великой, в этом смысле он был государственник. Он мечтал о великой цивилизованной стране, стране могучей, но мощь которой основана на идее права, правопорядка, независимой личности, живущей в достойном достатке. Его политическая теория была более последовательна, чем ленинская, однако не учитывала психологию масс и потому потерпела историческое поражение.
В исследовании предпринята попытка определить, существует ли на российском рынке труда значимые различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов. Анализ на базе данных РМЭЗ-ВШЭ за 2000-2010 гг. показал наличие межсекторного разрыва с учетом как наблюдаемых, так и ненаблюдаемых характеристик работников и рабочих мест. Относительная недоплата «бюджетникам» составляет в среднем около 30%. Кроме того, при прочих равных, потери от работы в бюджетном секторе выше у более способных, чем у их менее оплачиваемых коллег. Использование декомпозиции на основе квантильной регрессии помогает ответить на вопрос о природе и источниках различий в оплате труда. Автор приходит к выводу, что главной причиной разрыва являются институциональные механизмы формирования заработной платы бюджетного сектора в России.
В статье рассматривается проблематика определенности уголовного закона в сфере экономики, цели и возможности сравнительно-правового анализа начала определенности уголовного закона в уголовно-правовой доктрине России и ФРГ, некоторые направления повышения определенности уголовного закона.
Статья посвящена тенденциям и факторам трансформации специализации производства регионов России в период после начала экономического роста. С использованием методологии статистического и эконометрического анализа проводится тестирование гипотезы о доминировании тенденции к увеличению специализации и конвергении структуры произодства регионов в период 1997-2004 гг. Среди факторов развития отраслей в регионах рассматриваются начальная структура производства, внутри- и межрегиональные технологические связи между отраслями, качество инвестиционного климата, научно-исследовательский потенциал регионов, международная конкуренция.
В своей статье Владимир Кантор рассматривает судьбу и идеи одного из самых крупных русских мыслителей конца XIX века Константина Леонтьева, значение которого было осознано лишь в ХХ веке. Леонтьев посвятил борьбе с кумирами, которым поклонялось русское общество. Он пытался разломать броню прогрессистского благодушия, навеянного позитивизмом, преданностью существующему порядку вещей, эгалитарному прогрессу, разрушить преклонение перед славянством как таковым, возлагая надежды лишь на византизм, как последний оплот европейской идеи в эпоху Средневековья, византизм, воспитавший Россию, преодолеть бессмысленное и преступное народолюбие, приведшее к разрушительным революциям, утвердить и объяснить величие дела Петра Первого, издевался над существующей в общественном сознании нечувствительностью к потоку изменений, которое несет время. Утверждал, что христианство учит одному – преодолевать трагизм бытия. Он был пророк, которого, как и Достоевского, не желали слушать.
Материалы студенческой конференции содержат результаты научно-исследовательской работы студентов СПБГУЭФ за 2011 - 2012 гг. В них обобщены теоретическиие и практические аспекты регулирования российской экономики в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Исследованы проблемы финансовой, денежно-кредитной и инвестиционной политики государства, развития банковской системы, валютного регулирования, изменения налоговой политики, противодействия коррупции и регулирования инфляции, социальной политики и экологической безопасности.
В своей статье автор анализирует установку части отечественного любомудрия о невозможности опереться на западный силлогизм в решении российских проблем, ибо опора на разум приведет рано или поздно к неудаче. Такая позиция отказа от рацио рождала фантомы. Один из таких фантомов есть миф о непостижимости русской судьбы, не поддающейся анализу разума. Беда была в том, что Россия оказалась в общем потоке вспыхнувшей и на Западе после очевидной победы христианского рационализма (начиная с Возрождения) магической мифологизации жизни. Так утверждался в России специфический феномен знания помимо и вне понимания, враждебного воспитанию и образованию свободно и самостоятельно мыслящего человека. Эту традицию вполне усвоили большевики. Не случайно, победил в России не рациональный марксизм легальных марксистов, а вполне магический ленинизм. Сегодня задача отечественных интеллектуалов, на взгляд автора, утверждать понимание России умом как национальную добродетель. Чтобы эта добродетель стала фактом культуры, способным к дальнейшей ретрансляции.Россия
"В основу настоящего сборника положены доклады, прочитанные на конференции по проблемам современного российского либерализма, организованной в марте 1993 г. Советом по внешней и оборонной политике. Сборник не претендует на сколько-нибудь полное освещение проблематики либерализма как идеологии, экономическом теории и политической культуры. Многообразие подходов к этому комплексному явлению, проявившееся на конференции и отражающее реальную противоречивость сегодняшней ситуации в стране и мире, не могло не сказаться и на содержании сборника. Чаще всего неявно, но иногда вполне определенно и даже настойчиво либеральная тема вторгается во вполне практические, конкретные дискуссии о путях государственного строительства и деятельности политических партий. По-разному интерпретируемый либерализм в каком-то смысле стал идеологическим символом переходного периода в России, но, конечно, далеко не его реальным содержанием. Различные аспекты бытования либеральной темы в нашей стране и пытались проанализировать авторы в своих статьях".