Книга
COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN SERBIA, RUSSIA, EUROPA AND IN THE WORLD

Теоретической основой работы служит представление о легитимации как комплексном механизме общественного утверждения нового явления, происходящего при активном участии разных общественных групп и структур, способных оказывать влияние на его конечную форму. В фокусе анализа – представления о социальном предпринимательстве основных акторов его легитимации: государства, фондов, НКО и бизнеса в России, оценка (рас)согласованности между представлениями, а также их отражение в характеристиках существующих организаций социального предпринимательства (социальных предприятий). Бизнес, государство и НКО понимаются как внешние по отношению к социальным предприятиям акторы, без чьего признания не состоится их легитимация. При этом сами социальные предприятия, независимо от того происходят они из коммерческого или некоммерческого сектора, рассматриваются как объект легитимации, или как новый актор, не тождественный ни одному из перечисленных. Показано, что противоречия в позициях основных акторов могут вести к взаимоисключающим проектам легитимации нового явления, либо подрывать когнитивную и моральную легитимность друг друга. В работе использованы результаты проведенного авторами обследования 202 социальных предприятий.
Существует много трактовок понятия "социальное предпринимательство". Систематизация этого концепта есть очень важна для исследовательских целей, а также для разработки нормативной и законодательной базы. Данная работа представляет попытку такой систематизации на основе различения форм социального предпринимательства.
В статье раскрывается понятие социальной фондовой биржи как инновационного инструмента для привлечения социальных инвестиций. Представлены функции социальных фондовых бирж, их основные характеристики и модели, проанализированы отличия от фондовых бирж в традиционном их понимании.
В статье рассматривается тенденция расширения коммерческой деятельности некоммер-ческих организаций в России и прогнозируется их возможный переход в сектор социального пред-принимательства. Анализируются институциональные причины этого перехода, а также его по-зитивные и негативные последствия как для самих организаций, так и, в долгосрочной перспекти-ве, для российского гражданского общества в целом. На примере российских НКО рассмотрены критерии определения социального предприни-мательства и их применимость для некоммерческих организаций, описаны и проанализированы обязательные и возможные признаки социального предпринимателя в соответствии с иностран-ными и российскими определениями этого понятия. В заключение авторами предложены пути смягчения проблем, возникающих при переори-ентации НКО на коммерческую деятельность, способствующие стабильному и направленному развитию «четвѐртого» сектора в стране.
В статье предлагаются определение и эмпирические признаки социального предприятия, пригодные для идентификации и выяснения социального эффекта деятельности таких предприятий. На примере 15-ти предприятий, работающих, преимущественно, в малых и средних городах России, анализируется деятельность руководителей по освоению и созданию новых правил и практик, значимых для достижения не только производственных, но и для социальных целей. Предложена типология социальных предприятий, различающихся своими социально-культурными проектами, и описаны формы бытования таких проектов.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.