Книга
Globalistics and Globalization Studies: Theories, Research & Teaching
This is the second issue of the new series titled Globalistics and Globalization Studies. Globalistics may be regarded as a sort of systemic and more or less integrated ‘core’ within Global Studies. At present Global Studies function in two main dimensions – in the research of global political, economic, cultural and social processes, on the one hand, and in the realm of teaching – manifesting themselves in the creation of various Global Studies programs and courses for university students who learn to see the world in its entirety and variety. The second dimension is immensely important as the contents of such programs and courses may determine how the world will be comprehended by those people who may decide its fate in a decade or two. This dualistic nature of Global Studies has determined the general direction of our anthology that comprises both the theoretical dimension of Global Studies and their application to the teaching process. The anthology consists of three parts presenting a wide range of views on the meaning of the contemporary epoch, the past and the future of some important global processes as well as the problems and successes in the teaching process of Global Studies. Part 1. Globalization in Historical Retrospective. Part 2. Globalistics, Global Studies, and Global Processes. Part 3. Teaching Global Studies. In the present anthology one can fi nd perceptions of globalization by a number of famous scholars from different countries of the world (Ervin Laszlo, Christopher Chase-Dunn, and others), but one can also get to know rather peculiar visions of globalization by Russian scientists and educators.

Ускорение и одновременное усложнение процессов внутри глобальной системы привело к тому, что сегодня аналитики практически не могут точно зафиксировать начало, «дно» или окончание той или иной рецессии. Мы становимся свидетелями взаимных индукций кризисов, которые переходят один в другой, как бы «открывая» и «подпитывая» друг друга. Эта тенденция становится одним из главных индикаторов процесса глобализации и порождает новую динамику смыслов по отношению к кризису. Различные кризисы как комбинации негативных явлений планетарного масштаба становятся нормой глобализации, ее имманентной составляющей. В условиях смены устойчивых тенденций мировой политики, обрушения систем социальной стабильности, роста террористических угроз, архаизации целых регионов, хаотизации мира в целом. Исследования в общественно – политических науках, в основном, носят не предупреждающий, проактивный, а оборонительный характер, следуя «вдогонку за кризисом». Очевидной необходимостью является концептуализация интеграционных процессов и соответствующих систем (союзов, блоков, альянсов) как множественных политических, экономических, социокультурных и институциональных форм. Наднациональность как правовая категория является предметом актуальных дискуссий. В работе также подчеркивается, что конфигурация мира, меняющаяся на наших глазах из-за процесса становления и начала конкуренции интеграционных систем, требует модернизации методологий. В частности, обновлению исследовательских подходов к интеграции способствует становление интеграционной системы на постсоветском пространстве – ЕАЭС как носителя международной правосубъектности. Автор также приходит к выводу, что управляющим структурам интеграционных систем важно уйти от принципов игры с нулевой суммой, когда любые приобретения на наднациональном уровне равны потерям государств в процессе неравноправной интеграции. Особенно высока опасность реализации такой модели в моноцентричных интеграционных системах с неравновесными экономиками стран-участниц при доминировании одного игрока.
Статья рассматривает ключевые тенденции современности в области политики, экономики и идеологии с точки зрения стратегии устойчивого развития. Авторы анализируют такие феномены, как разработка концептуальных моделей посткапитализма и постдемократии, упадок среднего класса, закат либеральной демократии, кризис идеологий и восход обновленной псевдоидеологии - популизма. Один из центральных выводов работы состоит в том, что классическая модель устойчивого развития, предложенная ООН 30 лет назад, и включающая экологию, экономику и социальную сферу, уже не способна охватить всю сложность происходящего. В нее необходимо включить, как минимум, два компонента – политику и идеологию. В этом случае можно говорить о формировании многомерной и благоприятной среды для движения к целям устойчивого развития. Иначе реализация любых глобальных стратегий (в том числе, устойчивого развития) в социально фрагментированных, деидеологизированных, охваченных кризисом общественных системах представляется нереалистичной. В контексте проблематики устойчивого развития переосмысливается кризис глобального управления, а также феномен интеграционных систем, настойчиво заявляющих о себе в пространстве политической власти. С точки зрения научной методологии отмечается необходимость дальнейшего сближения между гуманитарными дисциплинами, изучающими устойчивое развитие.
Из всех фаз экономического цикла наибольший интерес представляет фаза кризиса. Изучение кризисов в исторической ретроспективе необходимо для понимания основных механизмов, закономерностей и причин кризисных явлений, а также их видоизменения во времени. В статье идет речь об истории мировых экономических кризисов, приводится классификация их причин.
Дайджест представляет собой сборник статей по тематике глобалистики. В нем рассмотрены вопросы методологии глобальных исследований, освещены глобальные проблемы, обоснованы новые направления (ветви) глобалистики. Также уделено внимание глобализации и основным актуальным вопросам этого процесса. Для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям: глобалистика, геополитика, социология, политология, экономика, математика, экология, биология, геология и география, а также специалистов по глобалистике и специалистов-междисциплинариев.
В статье рассматриваются ключевые тенденции современности в области политики, экономики и идеологии с точки зрения стратегии устойчивого развития. Авторы анализируют такие феномены, как разработка концептуальных моделей посткапитализма и постдемократии, упадок среднего класса, закат либеральной демократии, кризис идеологий и восход обновленной псевдоидеологии - популизма. Один из центральных выводов работы состоит в том, что классическая модель устойчивого развития, предложенная ООН 30 лет назад, и включающая экологию, экономику и социальную сферу, уже не способна охватить всю сложность происходящего. В нее необходимо включить как минимум два компонента - политику и идеологию. В этом случае можно говорить о формировании многомерной и благоприятной среды для движения к целям устойчивого развития. Иначе реализация любых глобальных стратегий (в том числе, устойчивого развития) в социально фрагментированных, деидеологизированных, охваченных кризисом общественных системах представляется нереалистичной. В контексте проблематики устойчивого развития переосмысливается кризис глобального управления, а также феномен интеграционных систем, настойчиво заявляющих о себе в пространстве политической власти. С точки зрения научной методологии отмечается необходимость дальнейшего сближения между гуманитарными дисциплинами, изучающими устойчивое развитие.
----------------------------------------------------
Сборник содержит материалы по проблематике: Россия в условиях глобального кризиса: внутренние и внешние угрозы; эволюция взглядов на роль государства в экономии; модель многополюсного мира; преемственность политической власти в России: история и современность; опыт управления развитием по пути национального проектирования; энергетическая безопасность Запада как вызов России; перспективы вступления России в ВТО: экспертные оценки и прогнозы; Россия в едином образовательном пространстве; терроризм как форма войны в глобальном обществе.
В настоящей статье представлен обзор выступлений участников круглого стола «Кризис цивилизации в контексте политических процес сов и деятельность ООН», прошедшего на факультете политологии МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках IV Международного научного конгресса «Глобалистика-2015» (Москва, 25-30 октября 2015 г.). Докладчики выделили основные проблемы глобальной цивилизации, обозначили роль современных политических процессов в ее развитии, а также проанализировали результа ты деятельности ООН как основного универсального механизма обеспечения глобальной безопасности. Круглый стол был приурочен к 75-летию со дня рождения выдающегося российского философа, политолога и общественного деятеля А.С. Панарина. Наряду с признанными в научной среде специалистами участие в круглом столе приняли студенты, аспиранты и молодые ученые ведущих высших учебных заведений России.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.