• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рудник Б. Л., Куштанина Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 165-178.
В последнее время активизировались работы по переходу на нормативное бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие расчет субсидии учреждениям на выполнение государственного задания с учетом нормативных затрат, обусловили подготовку федеральными органами соответствующих изменений в организации финансирования подведомственных учреждений. Предметом статьи является анализ изменения механизма финансирования организаций исполнительских искусств на примере театров. Рассмотрена предложенная Минкультуры России схема финансирования театров исходя из количества купленных билетов (финансирование «на зрителя»). Выделены сложности ее применения, в том числе технического характера, обусловленные существенными различиями во вместимости театральных залов, необходимостью учета жанровых различий спектаклей, неоднородности зрительской аудитории и т.п., которые в общем-то, могут быть преодолены. Принципиальной, по мнению авторов, является оценка адекватности формируемых финансовым механизмом стимулов целям культурной политики. Внедрение механизма финансирования «на зрителя» неизбежно приведет к коммерциализации деятельности театров, которые являются не просто некоммерческими организациями, а государственными учреждениями, и для них некоммерческий статус имеет особое значение. Делается вывод о несоответствии новации целям культурной политики и некоммерческой природе государственных театров.
Добавлено: 22 декабря 2016
Статья
Клименко А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 187-192.
Выступление на круглом столе в рамках Пермского экономического форума, 21 апреля, 2011г.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Крашенинникова Ю. А., Зуева Е. Л., Шуралева Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 120-135.

В статье представлен анализ промежуточных результатов пилотного проекта по развитию частного здравоохранения на уровне первичной медико-санитарной помощи, реализуемого в Пермском крае. На основании сравнения деятельности 12 частных врачебных практик выявлены основные риски выбранной модели и рассмотрены условия, при которых она могла бы оказаться эффективной.

Добавлено: 21 января 2013
Статья
Головщинский К. И., Никифоров С. А., Елисеенко В. Ф. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2. С. 147-170.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Вещугина Т. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 2-3. С. 247-260.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Божья-Воля А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 62-73.

В представленной статье предлагается один из возможных подходов к организации процесса планирования, отслеживания и контроля результативности госслужащих в России, основанный на использовании опыта стран со схожей практикой государственного управления. При организации процесса оценки результативности деятельности госслужащих в России, по мнению автора, важно обратиться к опыту стран, которые уже проводили подобные мероприятия, – изучить их достижения и ошибки, что позволит в определенной степени спрогнозировать последствия внедрения тех или иных управленческих технологий. На основании изучения существующих исследований был проведен анализ семи основных административных моделей государственного управления. Сопоставление элементов процесса оценки результативности деятельности служащих высших должностей, руководителей среднего звена и рядовых служащих в двадцати двух странах позволило выявить типичные элементы процесса оценки для каждой административной модели. Определив по установленным характеристикам, какие административные модели наиболее близки российской, удалось сформировать редложения по структуре процесса оценки результативности деятельности госслужащих для российских условий. Изучение современной российской практики оценки результативности деятельности госслужащих в федеральных и региональных органах власти подтвердило непротиворечивость предлагаемых критериев и методов оценки используемым в настоящее время. Для внедрения предлагаемого процесса оценки выделены основные этапы планирования, отслеживания и контроля результативности деятельности служащих высших должностей, руководителей среднего звена и рядовых служащих.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Шомина Е. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4. С. 197-200.

Чрезвычайно интересная историческая работа, является чрезвычайно актуальной именно сейчас, когда в  России продолжается реформа ЖКХ, одновременно управленческая, финансовая и  социальная. Данные вопросы развития коммунального хозяйства являются основными в монографии. Изложенные материалы позволяют современному читателю увидеть источник и  причины сегодняшних проблем в  системе ЖКХ, жилищной политике, развитии городов и городской планировки, а также истоки современной градостроительной, жилищной, социальной политики. Орлов-историк одновременно выступает и  как очень грамотный эксперт современного коммунального хозяйства, что дает читателю уникальную возможность оценить сегодняшнюю ситуацию в России.  Книга междисциплинарна и  разнопланова, что не  мешает в  целом ее цельности, связанности и логичности. 

Добавлено: 9 января 2017
Статья
Кнутов А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 46-67.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации предусмотрены многочисленные случаи обязательного проведения торгов в тех или иных сферах. Регулирование проведения торгов делится на две группы - регулирование торгов на «продажу» и торгов на «закупку». К первой группе торгов относятся те виды торгов, где органы государственной власти, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, иные организаторы торгов выступают продавцом имущества или права. Это, например, приватизация, «земельные», «лесные», «водные», «рыбопромысловые» торги, торги на право пользования недрами, выбор управляющей организации, реализация конфискованного имущества и другие виды торгов (всего не менее 10 видов). Ко второй группе относятся те торги, организатор которых выступает покупателем продукции (размещение заказа для государственных и муниципальных нужд, закупка товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц). Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ (третий антимонопольный пакет) начал процесс унификации регулирования первой группы торгов, предусмотрев единый порядок административного обжалования в антимонопольные органы действий (бездействия) организатора торгов, а также наметив единые требования к информационному обеспечению проведения торгов.

В статье приведен обзор порядка проведения торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, в системе иных видов торгов.

Добавлено: 28 мая 2012
Статья
Барабашев А. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 172-187.

статья посвящена описанию методик написания текста исследовательской статьи в области государственного управления. Представлены исследовательские стили, под которыми понимаются интегральные методико-технологические характеристики частей исследовательской статьи. Выявлены стили, свойственные написанию семи основных частей статьи: аннотации; введения (включая обзор источников); гипотетической части – выдвижения исходной гипотезы; основной части статьи (в которой проводится работа с данными и другими инструментами обоснования гипотезы, уточняется исходная гипотеза); заключения (включая описание пролиферации идей и предложений по практическому применению результатов исследования); списка литературы; ссылок и примечаний.

Добавлено: 1 апреля 2016
Статья
Макаров А. А., Макаров И. А., Барабашев А. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 7-38.

 Рассматривается проблема повышения уровня объективности индикативных оценок качества государственного управления. Устанавливаются причины, затрудняющие разработку и применение индикативных оценок, препятствующие формированию единого теоретического подхода к оценке качества государственного управления на основе анализа данных. Описываются направления критики оценок качества государственного управления на основе анализа данных, показываются недостатки этой критики.

Добавлено: 28 сентября 2019
Статья
Семенов С. В., Чаплинский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4. С. 118-135.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием в законодательстве Российской Федерации четкого определения таких базовых государственных функций, как «государственный контроль», «государственный надзор» и «разрешительные функции государства». Соответствующие понятия не разграничены надлежащим образом и во многом дублируются.

На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей контрольно-надзорные и разрешительные функции государства, а также научных источников, посвященных указанной проблеме, авторами были выявлены основные признаки и содержание вышеуказанных понятий.

Государственный и муниципальный контроль должен рассматриваться как самостоятельная системная  функция федеральных и региональных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющаяся неотъемлемым элементом процесса государственного управления и местного самоуправления.

В статье сформулированы предложения по созданию комплексной модели системы государственного контроля, включающей в себя в качестве самостоятельных подфункций деятельность уполномоченных государственных органов: по осуществлению государственного надзора; по предоставлению разрешений на совершение юридически значимых действий; проведению государственных экспертиз; формированию государственных информационных ресурсов. Также в статье перечислены предлагаемые авторами принципы и методы осуществления государственного и муниципального контроля. 

Добавлено: 24 февраля 2015
Статья
Кнутов А. В., Чаплинский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 97-114.

В соответствии с общим правилом, установленным законодательством о государственном контроле и антимонопольным законодательством, осуществление контрольно-надзорных полномочий государственными и муниципальными учреждениями недопустимо. Однако, несмотря на установленный запрет, федеральное законодательство и законы субъектов РФ предусматривают возможность осуществления отдельных видов контроля (надзора) этими учреждениями. в ряде случаев они наделяются контрольными полномочиями разного уровня ведомственными актами. Исследование выявило 6 видов контроля, осуществляемого федеральными учреждениями, 5 видов контроля (надзора), реализуемого учреждениями субъектов РФ, и 4 вида контроля, осуществляемого муниципальными учреждениями. Встатье рассматриваются минусы осуществления контроля государственными и муниципальными учреждениями, а также анализируются различные варианты решения указанной проблемы.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 127-148.
В статье в контексте эволюции реформ рассматривается новая парадигма госу- дарственного управления – «открытое государственное управление», определяется само понятие открытости государственного управления, анализируется международный опыт внедрения и оценки открытости. Цель статьи – предложить новый концептуальный взгляд на перспективы даль- нейшего реформирования системы государственного управления в России на основе принципов и ценностей открытости. Структура статьи обусловлена поставленной авторами задачей обосновать не- обходимость перехода в период формирования информационного общества к новой па- радигме открытого государственного управления, в ходе решения которой проведены: (1) анализ становления понятия «открытое государственное управление», (2) обобще- ние международных стратегий движения государств к открытости, (3) оценка и изме- рение открытости, (4) анализ проблемы внедрения механизмов открытости в России. При этом в центре рассмотрения находятся потенциальные преимущества от внедре- ния открытого государственного управления. Анализ современных российских государственных нормативно-правовых и управ- ленческих практик позволил сделать вывод о том, что внедрение технологий и цен- ностей открытости будет способствовать нахождению баланса и снижению напря- женности в отношениях между государством и обществом, а также сформулировать рекомендации о применении инструментария открытости для решения вопросов укрепления доверия и реализации эффективной обратной связи между государством и обществом.
Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Афанасьева О. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 171-187.

Предметом статьи является обобщающая концептуализация институциональных и дискурсивных инноваций, связанных с актуализацией и практическим обеспечением нового качества публичной открытости государства. Цель – формирование целостной, внутренне дифференцированной субсистемы понятий публичной открытости, которая интегрируется и развивает понятийную систему обществознания. Для этого, как ни странно, следует освободиться от власти общепринятого современного политического дискурса. Методологической основой является уяснение диалектического единства открытости и закрытости как необходимых сторон человеческого существования. Это позволяет существенно уточнить концепцию «открытого государства». Ключевые тезисы таковы: публичная открытость государства является одновременно фактором социального развития и социального риска; институционализация открытого государства является ответом на растущие риски информационной асимметрии в условиях постсовременного существования человечества в глобальном, IT-связном мегаполисе; открытое государство есть институционально определяемая мера публичной открытости. Выделяются четыре уровня публичной открытости: информационно-управленческая, кадровая, гражданско-политическая и информационно-политическая открытость государства. Вывод, определяющий систему координат для рационализации и инжиниринга социального мира, таков: чтобы публичная открытость, всегда являющаяся источником хаоса, выступала фактором социального развития, ее необходимо превратить из стихии человеческой социальности в институциональное качество государства.

Добавлено: 30 июля 2014
Статья
Кнутов А. В., Плаксин С. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 49-68.

Статья посвящена отчетности как инструменту государственного регулирования. В статье рассмотрены такие вопросы, как понятие отчетности, ее виды и признаки, проблемы установления и сбора отчетности.

В отличие от других авторов, исследующих вопросы связанные с отчетностью в какой-либо определенной сфере, настоящая статья рассматривает данный инструмент государственного регулирования комплексно. Автор выделяет следующие виды отчетности: государственную статистическую отчетность, финансовую отчетность (в том числе бухгалтерскую и налоговую), а также отраслевую отчетность. В отношении каждого вида отчетности приведено описание ее законодательного регулирования, а также признаков и особенностей функционирования соответствующей системы отчетности.

В статье приведена классификация собираемой государственными органами от хозяйствующих субъектов отчетности по различным признакам.

В статье доказывается, что в отдельных случаях отчетность является самостоятельным инструментом административно-правового воздействия на сферу управления наравне с такими инструментами, как различные разрешительные административно-правовые режимы и контрольно-надзорные функции государственных органов. Установление отчетности создает издержки для хозяйствующих субъектов, связанные с предоставлением отчетности, в связи с чем должны быть предусмотрены нормативные механизмы, исключающие установление избыточных форм отчетности.

Выводы автора проверены на восьми сферах государственного управления. В указанных сферах выявлены все собираемые с хозяйствующих субъектов для целей государственного управления формы отчетности. Такие формы рассмотрены на предмет их содержания и целей сбора.

В статье сформулированы предложения по совершенствованию порядка установления и сбора отчетности.

Добавлено: 6 октября 2016
Статья
Беляева Н. Ю., Ена О. В., Зайцев Д. Г. и др. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 103-128.

В статье на основе изученного зарубежного и российского опыта предлагается методика оценки воздействия аналитических сообществ на политико-управленческие изменения. Данная методика апробирована на примере деятельности отраслевых центров научно-технологического прогнозирования в России, накопивших уникальный экспертный опыт и материалы в области научно-технической и инновационной политики. Развитие отраслевых центров научно-технологического прогнозирования необходимо, чтобы восполнить пробел нехватки экспертно-аналитического обеспечения деятельности как государственных органов, ответственных за реализацию научно-технической политики, так и ученых, осуществляющих инновационные научные открытия. Важной составляющей развития аналитических сообществ и повышения эффективности их деятельности является достижение ими собственной автономии и консолидированного действия по внедрению инноваций. Рассмотренную методику можно применять на регулярной основе для оценки эффективности сети отраслевых центров прогнозирования, осуществляя мониторинг их деятельности, а также для оценки воздействия на политико-управленческие изменения других акторов публичной политики.

Добавлено: 26 апреля 2016
Статья
Январев В. А., Семионова Е. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 164-181.

В статье рассматривается одно из направлений исследования – оценка государственными служащими, непосредственно участвующими в исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг, результатов внедрения и исполнения административных регламентов по широкому кругу вопросов, характеризующих применение в федеральных органах исполнительной власти административных регламентов по осуществляемым этими органами государственным функциям. В центре внимания авторов статьи – оценка государственными служащими результатов осуществляемой в рамках административной реформы регламентации исполнения федеральными органами исполнительной власти возложенных на них государственных функций и проблем внедрения административных регламентов; анализ их мнения о влиянии применения регламентов на процессы предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций, о воздействии регламентации осуществляемых административных действий на эффективность работы как органа власти в целом, так и самих государственных служащих при исполнении ими административных регламентов; обобщение высказанных государственными служащими в процессе обсуждения предложений по совершенствованию исполняемых ими административных регламентов и нормативных правовых актов, регулирующих разработку и утверждение административных регламентов.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Ефремов С. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 91-109.

В данной статье рассмотрена субъективная готовность региональной власти к привлечению негосударственных поставщиков социальных услуг за счет бюджетных средств. Проверялась гипотеза о том, что готовность к этому зависит от понимания органами власти регионов необходимости такого привлечения, наличия успешного опыта привлечения, а также от четкого представления о том, как должно проистекать разгосударствление. Исследование является пилотным и основано на эконометрическом и социологическом анализе опроса заместителей губернаторов и министров регионов, проведенного в 2012 г. Полученные результаты позволили сделать вывод, что большинство регионов считают себя готовыми и понимают задачи разгосударствления. Однако ведомственность интересов и консервативность органов власти могут порождать порочный круг – регионы, не имеющие опыта привлечения, не стремятся его приобрести. Кроме того, в ходе опроса не было выявлено единого видения роли и формы привлечения негосударственных поставщиков; наличие же некоторых противоречий в ответах респондентов не позволило дать высокую оценку готовности региональных органов власти.

Добавлено: 3 апреля 2013
Статья
Плаксин С. М., Синятуллина Л. Х., Дмитриева Н. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 71-93.

В настоящей статье проанализированы и обобщены результаты проведенного авторами исследования, в котором была поставлена задача рассчитать издержки хозяйствующих субъектов на сбор и предоставление статистических данных. В соответствии с авторской методикой оценки издержек, связанных со сбором статистической отчетности, рассчитаны прямые издержки не только бюджетных и коммерческих организаций в социальной сфере на сбор, заполнение и предоставление форм отчетности, но также органов власти – на их агрегирование. Проведенное исследование показало универсальность разработанной методики и возможность ее применения для расчета прямых издержек респондентов на сбор других видов отчетной информации. Помимо этого, разделяя подходы основателей теории трансакционных издержек о выделении частных и социальных издержек, авторы провели оценку издержек оппортунизма экономических агентов при сборе и предоставлении официальной статистической информации, применив авторскую методику сбора и анализа мнений респондентов в сети Интернет на основе технологии Web Mining. В статье предложен новый подход к оценке информационных издержек в стоимостном выражении.

Добавлено: 1 ноября 2018
Статья
Сидорова Е. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 3. С. 67-87.

Для России как для страны с переходным этапом институционального развития вопрос оценки качества института судебного контроля норм госу- дарственной политики особенно актуален. В статье анализируются параме- тры качества судебных решений на примере антимонопольных дел с позиций международной практики и российской специфики. На основании уникальной базы данных арбитражных дел в отношении решений о нарушении антимоно- польного законодательства проведен анализ основных закономерностей, опре- деляющих степень качества выносимых решений со стороны судей. Параметр качества решений обусловлен минимизацией ошибок правоприменения и опре- деляется такими индикаторами, как факт апелляции; соответствие решений судов первой и вышестоящих инстанций; а также совокупное число инстанций, рассматривающих дело, как индикатор качества рассмотрения дела во всей судебной системе. Среди факторов, оказывающих влияние на качество, особое внимание уделено следующим параметрам: индивидуальные характеристики судей, комплексность требуемого подхода к анализу потенциального нарушения и оспариваемые санкции. Показано, что специализированный опыт судьи в рас- смотрении дел определенного типа оказывает наиболее интенсивное влияние на принятие решения, которое не будет впоследствии отменено судами выше- стоящих инстанций.

Добавлено: 4 октября 2019