• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Лебедева Н. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 19-24.
Добавлено: 19 октября 2009
Статья
Баязитова Д. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 345-355.

В условиях глобализации мигранты составляют внушительную часть общего населения России: как в сфере образования в качестве иностранных студентов, так и в других сферах, включая трудовых мигрантов. Помимо адаптации самих мигрантов в новом культурном обществе, принимающее население также сталкивается с рядом трудностей, вызванных принятием или непринятием приезжих. Статья посвящена изучению взаимосвязи между личностными характеристиками и аккультурационными ожиданиями принимающего населения России. За теоретическую основу работы была взята круговая модель метачерт личности и теория аккультурации Дж. Берри. В качестве инструментария был использован опросник аккультурационных ожиданий Дж. Берри (4 переменные: Мультикультурализм, «Плавильный котел», Исключение и Сегрегация), опросник метачерт В. Штрус (круговая модель с 8 характеристиками: Самообладание, Стабильность, Интеграция, Пластичность, Поиск стимуляции, Расторможенность, Дисгармония, Пассивность) и демографические данные. Выборка исследования – 103 человека в возрасте от 22 до 30 лет, 43 мужчины и 60 женщин, проживающих в Москве и Московской области. Регрессионный анализ эмпирических данных выявил взаимосвязи между личностными чертами и отношением к мигрантам, среди которых оценивались Дисгармония, Самообладание и Интеграция. Таким образом, можно сказать, что асоциальные личностные характеристики являются предикторами нетолерантных аккультурационных ожиданий, таких как Сегрегация и Исключение. Индивидуальная характеристика Дисгармония связана практически со всеми аккультурационными ожиданиями (положительно или отрицательно). Аккультурационное ожидание Мультикультурализм положительно связано с Высокой адаптивностью и Открытостью к опыту. Полученные результаты могут быть полезны в разработке кросс-культурных тренингов для студентов и служащих, в работе с персоналом в области миграционных служб.

Добавлено: 29 июня 2020
Статья
Бутенко Т. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 117-123.
Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Рассказова Е. И. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 81-90.

Работа посвящена разработке и апробации краткой русскоязычной версии Опросника качества жизни и удовлетворенности (Quality of Life Enjoyment and Satisfaction Questionnaire), позволяющего диагностировать и сопоставить удовлетворенность и качество жизни в сфере здоровья, эмоциональной сфере, активности в свободное время и социальной сфере. На материале четырех исследований взрослых работающих испытуемых и студентов различных специальностей (всего 440 человек) были показаны достаточные надежность-согласованность, ретестовая надежность и конвергентная валидность методики, а также соответствие факторной структуры методики теоретической модели. Качество жизни и удовлетворенность в различных сферах тесно связаны с оценками счастья и удовлетворенности жизнью, а также такими психологическими факторами субъективного благополучия как жизнестойкость и оптимизм.

Добавлено: 5 августа 2013
Статья
Чернышев Б. В., Чернышева Е. Г. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 1. С. 62-77.

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, возникающих в результате интенсивного развития наук на стыке психологии и физиологии: психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, нейропсихологии и др. В историческом контексте обсуждаются условия, определившие взаимодействие психологии и физиологии, противоречия методологического и концептуального характера, возникающие в области пересечения двух областей знания, а также границы и перспективы взаимного проникновения наук. Подробно рассматриваются две характерные исторически сложившиеся «болевые точки» взаимодействия наук — рефлекторная теория и нейрофизиологический (в том числе нейронный) анализ сознания.

Добавлено: 22 декабря 2012
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 24-45.

В статье ставятся и обсуждаются методологические проблемы этимологического анализа такой важной, но недостаточно изученной высшей психологической функции, как рефлексия. Реконструируется история проникновения этого латинского термина в русскую словесность (литературу, философию) и схематизируется периодизация развития значений понятия «рефлексия» в отечественной психологии. При  этом  этимология рефлексии трактуется в качестве методологического средства построения онтологических представлений о категоризируемой ею психологической реальности, что служит философским основанием для разработки теоретических моделей структуры рефлексивности. В итоге предлагается психологически дифференциацированная типология видов рефлексии и их обобщенная трактовка при энциклопедическом обобщении междисциплинарных значений современного философско-научного понятия «рефлексия» как концептуально-методологического базиса для построения теории рефлексии.

Добавлено: 22 октября 2013
Статья
Резниченко С. И., Нартова-Бочавер С. К., Кузнецова В. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 3. С. 498-518.

Аргументируется высокая актуальность изучения привязанности человека к домашней среде. Подробно проанализирована проблематика феномена привязанности к месту и рассмотрены основные структурные компоненты, формирующие привязанность к месту, как идентификация с местом, чувство места, зависимость от места. Тщательно описан оригинальный инструмент оценки Привязанности к месту Дж. Инглиз, его концептуальная, эмпирическая и факторная модели. Изложен процесс модификации опросника под российскую популяцию. Приведены процедура и результаты пилотного исследования по валидизации опросника (факторного анализа, внутренней согласованности), дана описательная статистика. Представлены результаты основного исследования, а именно связь привязанности к дому с уровнем функциональности домашней среды, а также возрастная и гендерная специфика изучаемого явления.

Добавлено: 8 февраля 2016
Статья
Старовойтенко Е. Б., Исаева А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 741-762.

Исследования, посвященные отношениям личности, отличаются большим многообразием затронутых проблем, методологических и теоретических подходов, эмпирических результатов и значительными различиями в практической ценности открытых идей и разработанных методов. Среди этих исследований обнаруживается существенный пробел в плане построения строгих и целостных психологических моделей отношений, а также в плане структурного моделирования способов их изучения и интерпретации. Кроме того, в исследованиях отношений личности редко ставится проблема обнаружения оппозиций в их структуре, процессах и эффектах реализации, что существенно затрудняет понимание коллизий отношений, ресурсов их развития и условий их регресса. К числу малоисследованных проблем относятся многомерные, противоречивые связи отношений с культурой, определяющие их ценностный характер. В арсенале инструментов анализа отношений в индивидуальной диагностике, консультировании и психотерапии недостает аналитических моделей, ориентированных на выявление оппозиций, субъективное обращение с которыми влияет на динамику познавательной, этической, эстетической, творческой, рефлексивной активности личности в культуре и во взаимодействии с другими людьми. В перспективе развития психологического знания об отношениях личности необходимы обоснование новых взглядов на роль оппозиций в жизненном становлении ценностных отношений, разработка многовариантных теоретических и герменевтических моделей их анализа в аспекте «оппозиций», апробирование и валидизация моделей в работе с индивидуальными случаями, направленной на обнаружение потенциалов развития отношений. Авторы статьи предлагают свою версию решения этих задач.

Добавлено: 5 сентября 2016
Статья
Агадуллина Е. Р., Ловаков А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 139-153.

В статье представлены результаты психометрической проверки модели измерения ингрупповой идентификации. Модель представляет собой иерархическую структуру из 5 компонетов (самостереотипизации, ингрупповой гомогенности, сплоченности, удовлетворенности и выраженности), сгруппированных в 2 фактора второго порядка (самоопределение и личный вклад). Анализ проводился на выборках студентов, представителей этнической группы “русские” и религиозной группы “православные” (N = 591). В исследовании 1 проводился конфирматорный факторный анализ двухуровневой модели измерения ингрупповой идентификации. Результаты показали, что двухуровневая модель (5 компонентов (шкал) на первом уровне и 2 фактора на втором уровне) обладает лучшим соответствием исходным данным по сравнению с альтернативными моделями. Наборы суждений, относящиеся к каждому из пяти компонентов ингрупповой идентификации, хорошо согласованы и обладают дискриминантной валидностью. В исследовании 2 проверялась валидность русскоязычного варианта методики. Полученные данные свидетельствуют о конвергентной валидности компонентов (шкал). Пять компонентов модели измерения ингрупповой идентификации описывают когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты идентификации с этнической группой. Результаты исследования 1 и исследования 2 показывают, что русскоязычный вариант методики, основанной на данной модели, обладает конвергентной и дискриминантной валидностью. Также обсуждаются ограничения проведенного исследования и дальнейшие шаги по адаптации методики измерения ингрупповой идентификации.

Добавлено: 12 ноября 2013
Статья
Станковская Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 120-127.
В статье представлена модель супервизорского сопровождения, ориентированная на молодых специалистов центра дистанционного экзистенциально-аналитического консультирования. Раскрыты цели, задачи и результаты супервизорской поддержки, методологический базис модели, описаны и обоснованы форматы организации супервизий.
Добавлено: 18 апреля 2013
Статья
Рассказова Е. И., Иванова Т. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 105-130.

Статья посвящена анализу мотивационных моделей (моделей континуума) поведения, связанного со здоровьем (модель убеждений о здоровье, теория мотивации защиты, теория запланированного поведения, социально-когнитивная теория, теория субъективной ожи- даемой полезности, модель информации-мотивации-поведенческих навыков). Выявлены общие принципы данных моделей, включающие направленность на предсказание поведе- ния; рассмотрение намерения в качестве ключевого медиатора связи других факторов с поведением; акцент на готовность к действию, а не на процесс реализации поведения. К числу теоретических ограничений такого подхода относятся недоучет иррациональности поведения человека, его динамической составляющей, сложности мотивационной сферы особенностей взаимодействия между конструктами, возможная подмена объяснения пред- сказанием, а также так называемая проблема «бутылочного горлышка». Среди эмпириче- ских ограничений выделены проблема «разрыва» между намерением и действием и данные об эффективности интервенций, актуализирующих ассоциативные связи между мотива- ционными факторами и поведением без изменения выраженности осознанного намерения. Преодоление ограничений происходит либо по пути улучшения предсказания — уточне- ния или дополнения моделей континуума (модели актуализации стереотипов, выявление модераторов, влияющих на переход от намерения к действию), либо по пути отказа от зада- чи предсказания поведения в пользу описания его динамики (модели стадий) и/или его объяснения (модели саморегуляции). Задачами дальнейших исследований являются диф- ференциация предложенных в рамках мотивационных моделей факторов на обладающие объяснительной силой и индикаторы изменений в поведении, а также выявление особен- ностей взаимодействия мотивационных факторов в процессе формирования поведения. 

Добавлено: 22 июля 2015
Статья
Тугарёва Е. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 79-96.

Статья посвящена проблеме корректности интерпретации просоциальных решений, наблюдаемых в экономических экспериментальных исследованиях, как несомненного свидетельства просоциальной мотивации и соображений, учитывающих интересы другой стороны, у людей, принимающих подобные решения. Результаты основного исследования подтвердили гипотезу о том, что решения о равном распределении денег в ситуации ультимативной сделки не могут рассматриваться как опровержение аксиомы эгоизма классической экономической теории игр. Показано, что такие внешне просоциальные, коо& перативные решения в подавляющем большинстве случаев были обусловлены стремлением заботиться исключительно о своих интересах, максимизируя при этом свою выгоду и минимизируя потери.

Добавлено: 14 декабря 2015
Статья
Колпачников В. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 162-164.
Добавлено: 22 июля 2013
Статья
Михайлова Е. Л. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 1. С. 77-81.

В статье рассматривается противоречие, определяющее статус современной психотерапии как социокультурной практики особого рода. Внимание читателя-профессионала привлекается к воздействующим на психотерапию факторам, связанным с динамикой культурных контекстов. В частности в иной, нежели в статье А.И. Сосланда, плоскости обсуждаются противоречия между дефицитом легитимности и тенденцией к официализации психотерапевтических практик.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Спиридонов В. Ф. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 2. С. 138-147.
Добавлено: 15 сентября 2011
Статья
Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 21-39.

В статье обосновываются перспективы развития общей персонологии, устанавливающей многомерные отношений психологии к "личности" как своему предмету, создателю, адресату, цели и идеалу. Намечаются четыре исследовательских проекта, посвященных персонологической интеграции фундаментальной, консультативной игерменевтической психологии личности, условиям  самополагания человека в контексте культуры. Авторский вклад: идея четырех проектов и композиция синтеза систем постижения личности в составе общей персонологии была впервые представлена В.А.Петровским на 5 съезде Российского общества психологов, М., 2012 г. 

Добавлено: 12 мая 2012
Статья
Орлов А. Б., Орлова Н. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 7-29.
В статье дискутируется «персонологический проект» развития психологии, предложенный Вадимом Артуровичем Петровским и Еленой Борисовной Старовойтенко. Выявляются и эксплицируются внутренние противоречия и недостатки данного проекта, главными из которых оказываются «бессистемность», хаотичность и синкретичность концептуального аппарата и «бесчеловечность», редукция человека до личности, а личности до персоны. Авторы статьи полагают, что персонология невозможна как интеграция разных парадигм, но она возможна как интеграция разных понятий в рамках какой-то одной парадигмы, существующей в современной психологии личности (например, персонология реально существует в рамках и экзистенциального, и человекоцентрированного подходов). Персонология невозможна также как интеграция разных культур, но она возможна как интеграция понятий внутри одной культуры. Иначе говоря, общая персонология как изначальный глобальный проект невозможна; возникновение общей персонологии воз- можно из персонологии частной, и эта естественная амбиция прослеживается в каждой частной теории личности, начиная с психоаналитической. Более того, лишь при построе- нии частной персонологии (внутри одной научной парадигмы и одной культуры) возмож- на действительная (а не только на словах), творческая интеграция понятий. Поставив перед собой задачу построения общей персонологии до построения частной персонологии, Вадим Артурович Петровский и Елена Борисовна Старовойтенко неизбежно стали залож- никами перечней разнородных, противоречивых понятий и странных, безосновательных классификаций. Ни понятие «персона», ни понятие «перзон» (по Лэнгле), ни понятие «лич- ность», ни даже понятие «субъект» неадекватны в силу узости своего объема амбициозным замыслам авторов «персонологического проекта». Существует лишь одно понятие, сораз- мерное данному проекту, и это понятие — «человек» (как человеческое существо). Перспективы развития общей персонологии видятся в реализации холистической челове- коцентрированной парадигмы применительно к фундаментальной, консультативной и культурной психологии личности. Данная область психологии и психопрактики позицио- нируется в статье как «наука человека — о человеке — для человека — во имя человека».
Добавлено: 3 октября 2015
Статья
Поддьяков А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3. С. 88-111.

В статье осуществляется междисциплинарный анализ транзитивности — нетранзитивности (переходности — непереходности) отношения превосходства: А превосходит В, В превосходит С, А превосходит (уступает) С. Доказывается, что принцип транзитивности не является универсальным: во множестве предметных областей и с помощью различных исследовательских методов показано, что аксиома транзитивности, справедливая при отсутствии взаимодействий между сравниваемыми объектами, перестает работать в более сложных ситуациях. Здесь требуется изменение способа рассуждений, и само следование аксиоме транзитивности может стать логической ошибкой. Вводится различение четырех типов ситуаций, связанных с: а) объективностью отношений транзитивности — нетранзитивности и б) их субъективной оценкой человеком. Анализируются последствия решений, в том числе ошибочных, сделанных с использованием принципа транзитивности.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Орлов А. Б., Шумский В. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 65-80.

В отличие от большинства авторов психологических концепций, использующих разделение на физическое и психическое, Франкл в своей теории нематериальное в человеке подразделяется на два измерения — психическое и ноэтическое. Данное различение является принципиальным как для теории психологии (для теоретической психологии личности, прежде всего), так и для ее практических разделов — психотерапии и психологического консультирования. В статье показана обусловленность ключевых техник логотерапии (парадоксальной интенции и дерефлексии) теоретическими построениями Франкла. Однако значение теории Франкла для психотерапии видится не столько в разработке новых терапевтических техник, сколько в обосновании новой методологии психотерапии, суть которой заключается в акцентировании ноэтического измерения человека, его человеческой сущности. Переход от традиционной (связанной исключительно с психофизическим планом существования человека) к новой психотерапии — это движение к терапии, позволяющей человеку проживать себя как ноэтическое существо.

Добавлено: 22 января 2013
Статья
Купрейченко А. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 2. С. 40-58.
Добавлено: 1 сентября 2011
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 4. С. 117-123.
Добавлено: 8 февраля 2010