• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 178 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Каспэ С. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2008. № 1. С. 17-26.

Статья С.И.Каспэ – провокативный текст, построенный на аналогии между актуальным состоянием Содружества Независимых Государств и положением раннесредневековой Европы, примерно V-IX вв. Основанием для такой вызывающей аналогии является квалификация обоих ситуаций как постимперских; используя метод и термины Эдварда Шилза, Каспэ показывает, что генеральной проблемой оказавшихся в подобной ситуации политических организмов является дефицит ценностной легитимации, а генеральной задачей – поиск внешнего центра, способного стать ее источником. Единственным одновременно реалистичным и приемлемым претендентом на эту роль автор считает «импе-рию Запада», рассматривая в качестве оптимистического сценария обретение Россией статуса одного из ее полномочных субцентров. 

Добавлено: 6 октября 2012
Статья
Туровский Р. Ф. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2013. № 1. С. 175-196.

Оценка эффективности властных структур относится к числу самых сложных и противоречивых тем в социальных науках. Налицо явственный контраст между огромной значимостью такой оценки — и ее крайне слабой научной базой, неустойчивыми и размытыми концептуальными основаниями. Наиболее отчетливо этот контраст проявляется в случае политической эффективности, измерение которой нередко носит субъективный характер. Очень часто измеряется некая общая эффективность государственных институтов без разбивки ее на политическую, социальную, экономическую и т.д., что, на наш взгляд, обусловлено именно отсутствием концептуальной проработки этого вопроса. В настоящей статье мы попытаемся частично заполнить этот пробел, наметив возможные подходы к оценке социальной и политической эффективности госаппарата и рассмотрев их применимость по отношению к органам власти субъектов РФ.

 

 

 
Добавлено: 11 июня 2013
Статья
Сохань И. В., Гончаров Д. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2013. № 2.

В статье предпринята попытка исследовать повседневные гастрономические практики, сложившиеся в Советской России, как инструмент, обеспечивающий социокультурную и институциональную поддержку системы тоталитарной социальной и политической мобилизации. На основе тщательного анализа советского «гастрономического проекта» авторы показывают, что хотя многие составляющиеэтого проекта (идея универсальной солидарности, изменение социального статуса женщин и т.п.) могли выглядеть привлекательными для человека раннеиндустриального общества, его историческая задача заключалась в ином – он должен был сформировать общественный механизм, изолирующий индивида от других равноправных акторов, лишающий его перспективы личностной автономии и подчиняющий вертикальным структурам тоталитарного контроля.

Добавлено: 6 июня 2013
Статья
Ледяев В. Г. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2008. № 4. С. 122-138.
Добавлено: 2 ноября 2008
Статья
Кильдюшов О. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2016. Т. 82. № 4. С. 188-198.

Статья посвящена выходу по-русски исследования Макса Вебера "Конфуцианство и даосизм" из цикла "Хозяйственная этика мировых религий"

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Розенберг Д. Я. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018.

Принято считать, что демократии превосходят автократии по многим экономическим параметрам, в том числе, по показателям младенческой смертности. Однако, представленная гипотеза не выдерживает эконометрических тестов на устоййчивость. Я утверждаю, что существуют теоретические причины, почему авторитарные лидеры иногда мспособны справляться с проблемой младенческой смертности не хуже демократических: за счет качества управления и глобализации. Я подтверждаю свою гипотезу регресионным анализом на панельных данных.

Добавлено: 18 ноября 2016
Статья
Ахременко А. С., Петров А. П., Филиппов И. Б. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 3. С. 87-112.

Данная работа посвящена проблеме выживания демократических режимов и успешности демократизаций. В этой статье представлена математическая модель, отталкивающаяся от предположений С.М. Липcета и А. Пшеворски о том, что с ростом благосостояния общества происходит снижение остроты конфликта групп интересов по поводу перераспределения ресурсов. Это снижение достигается за счет взаимосвязанных процессов расширения «пространства компромисса» – взаимно  приемлемого диапазона распределительных политик – и сближения предпочтительных параметров перераспределения в зоне умеренных значений.

Предложенная математическая модель показывает, как социальный капитал (более точно: его компонента, отвечающая за «наведение мостов» между незнакомыми людьми, bridging) и качество институтов позволяют – через увеличение производительности экономики и сопутствующий рост благосостояния – стабилизировать демократические режимы. Согласно предсказаниям модели, TFP (total factor productivity)  – совокупная производительность факторов производства увеличивает общий объем богатства общества и способствует консолидации демократии через снижение социальной напряженности и обеспечение лучшей работы демократического механизма выбора экономической политики. TFP понимается при этом как возможность образовывать такие кооперации индивидов и/или фирм, которые способны к наиболее эффективному совместному использованию имеющихся у них ресурсов.

По итогам анализа математической модели формулируется гипотеза о том, что более высокий уровень производительности способствует "выживанию" демократии. Данная гипотеза была протестирована с помощью анализа выживаемости (survival analysis) на обширном массиве количественных данных по эпизодам демократизации, составленном из данных базы «Regimes in the World». Анализ выживаемости показал, что TFP является значимым и сильным предиктором, снижающим риск завершения эпизода демократизации неудачей (откатом к более авторитарному состоянию режима). В среднем при прочих равных увеличение TFP на 10 процентных пунктов связано со снижением риска схода с трека демократизации в 1.2-1.4 раза. Полученные результаты устойчивы к изменению спецификации модели и состава контрольных переменных.

Добавлено: 10 июля 2018
Статья
Григорьев И. С. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. Т. 84. № 1. С. 159-174.

В статье представлен обзор основных теоретических подходов к судебной политике, раскрывающих влияние на нее институциональных и неинституциональных факторов. Анализ существующих теоретических моделей судебной политики и взаимоотношений суда с ключевыми игроками, действующими на политической сцене, позволяет автору выдвинуть гипотезу, что, несмотря на общность теоретических оснований, между конституционными судами в авторитарных и демократических режимах есть очень важное различие. Суть его заключается в том, что при авторитаризме судьи имеют принципиально иные ожидания относительно перспектив смены власти и потому вынуждены иным образом выстраивать внутрисудебные институты. Если при демократии даже в периоды относительно высокой консолидации власти, побуждающей суд более внимательно прислушиваться к запросам правительства, такое повышенное внимание обеспечивается ситуационно, то при автократии оно требует некоего устойчивого, институционального решения.

Добавлено: 13 апреля 2017
Статья
Туровский Р. Ф. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2014. № 4.

Одной из главных проблем региональных политических исследований остается дефицит объединяющих концептов. Это приводит к заметной фрагментарности, ориентации исследователей на более или менее узкие темы, при изучении которых не возникает полного и всеобъемлющего понимания предмета. Фактически отдельно друг от друга существуют исследования федерализма, региональной политики, региональных политических режимов, электоральной географии, местного самоуправления и др. В работе предлагается объединяющий концепт субнациональной политики. Субнациональная политика призвана объединить исследования региональной и локальной политики, а также отношений по линии центр-регионы, центр-локалитеты и регионы-локалитеты в федеративных и унитарных государствах, включая спорные и промежуточные случаи формальных федераций и децентрализованных унитарных государств. 

Добавлено: 18 февраля 2015
Статья
Нисневич Ю. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2011. № 2 (61). С. 175-185.

Институт государства, как и любой другой политический институт, непрерывно эволюционирует и видоизменяется в ходе исторического процесса. Рассматриваются политические, социальные, экономические и технологические  феномены ХХ века, которые предопределили переход к постиндустриальному развитию и связанные с этим трансформации государства как политического института.

Добавлено: 12 декабря 2012
Статья
Гимпельсон В. Е. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 2. С. 170-198.

Публикуемый материал представляет собой отчет о Тридцать вторых Губернаторских чтениях, прошедших 25 апреля 2018 г. в Тюмени в рамках проекта, осуществляемого журналом «Полития» совместно с администрацией Тюменской области. Тема Чтений — трансформации российского человеческого капитала. В основном докладе, представленном директором Центра трудовых исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» В.Е.Гимпельсоном, дано определение человеческого капитала и рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с его состоянием и развитием в России (предложение человеческого капитала и спрос на него в современных российских условиях, качество российского человеческого капитала и перспективы его повышения, ресурсы для инвестиций в человеческий капитал и др.). В содокладе профессора Тюменского государственного университета М.А.Гильтмана проанализирована ситуация с формированием человеческого капитала в Тюменской области, прежде всего в сфере образования. HR-директор Западно-Сибирского банка ПАО «Сбербанк России» А.М.Грецо ва и начальник отдела оценки и развития персонала «РН-Уватнефтегаз» Е.А.Рудык поделились опытом работы с человеческим капиталом, накопленным в их корпорациях, уделив особое внимание институту наставничества. Генеральный директор АО «ТАЛК», победитель конкурса «Лидеры России» М.М.Скворцов посвятил свое выступление роли проектов платформы «Россия — страна возможностей» в формировании спроса на человеческий капитал и его предложение. Подводя итог дискуссии, губернатор Тюменской области В.В.Якушев обратил внимание на комплексный характер формирования человеческого капитала, остановившись на том вкладе, который могут и должны внести в этот процесс государство, бизнес и семья.

Добавлено: 17 января 2019
Статья
Ахременко А. С., Локшин И. М., Юрескул Е. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 2. С. 5-31.

В статье на стыке политической и экономической наук рассматривается проблема «ловушек развития», - механизмов, блокирующих рост благосостояния развивающихся стран. Анализируя существующие теории («ловушка среднего дохода», «мальтузианская ловушка» и др.), авторы предлагают комплексный подход, основанный на совокупной производительности факторов (Total Factor Productivity, TFP). С опорой на математические модели и теоретические результаты показан механизм блокировки роста: убывающая отдача для продуктивной экономической деятельности от наращивания насильственного потенциала государства. На пространственно-временной выборке стран мира проводится эмпирическое тестирование гипотез о взаимосвязи между барьерами развития,  политическими институтами и экономической  продуктивностью. 

Добавлено: 16 июня 2017
Статья
Труевцев К. М. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2006. № 3.
Добавлено: 23 ноября 2010
Статья
Исаев Л. М., Коротаев А. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2015. № 3. С. 91-101.

На основе математического анализа электоральной статистики А.Коротаев и Л.Исаев приходятк выводу, что В.Янукович потерял Украину задолго до событий 2013–2014 гг. Проведенное ими исследование показывает, что для большей части поддерживавшего Партию регионов юго-востока страны еще до начала этих событий был характерен очень высокий уровень политической пассивности, что контрастировало с Центральной и особенно Западной Украиной, а также Киевом, где высокая политическая активность населения сочеталась с прооранжевыми настроениями. Тем самым к ноябрю 2013 г. Янукович оказался в крайне невыгодном положении, которое во многом и обусловило его падение.

Добавлено: 21 сентября 2015
Статья
Нисневич Ю. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2012. № 1. С. 187-199.

В статье рассматривается авторская постановка задача эмпирической оценки того, какие из государств современного мира можно считать демократиями. Для решения этой задачи предлагается двухэтапный дихотомический подход, основанный на определении современной полиархической демократии как формы организации политических и государственных порядков, которую характеризует расширенный по отношению к предложенному Р.Далем набор институциональных средств. Сформулирована гипотеза о том, что в качестве интегрального индикатора континуального качества реализации политических и государственных порядков полиархической демократии, может быть использовано состояние коррупции в публичной сфере. И государство может считаться демократией, если в нем реализованы такие минимально необходимые, бинарные порядки демократии как свободные, честные и регулярно проводимые выборы и сменяемость по их результатам должностных лиц и распространение коррупции не превосходить минимально допустимого уровня.

Добавлено: 11 сентября 2012
Статья
Нисневич Ю. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2013. № 1(68). С. 156-174.

Представлено исследование, задача которого состояла в эмпирической проверке гипотезы о том, что интегральным индикатором континуального качества реализации политических и государственных порядков полиархической демократии может служить уровень коррупции в публичной сфере, и в определении с использованием этого индикатора какие государства современного мира можно считать полиархическими демократиями. Результаты исследования, полученные с использованием эмпирических данных государствоведческих исследований межгосударственных и неправительственных организации, подтвердили правомерность гипотезы в целом, и позволили установить, что 83 суверенных государства могут считаться полиархическими демократиями.

Добавлено: 2 апреля 2013
Статья
Стародубцев А. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 4 (91). С. 70-89.

В статье обсуждаются гипотетические условия ус пешной деятельности региональных правительств в современной Рос сии. Основываясь на литературе, посвященной анализу специфики управ ления в условиях преобладания практик недостойного правления (bad governance), а также учитывая известные на сегодняшний день особенности и факторы управления на субнациональном уровне, А.Стародубцев описывает проблемы, с которыми сталкиваются региональные власти в ходе выполнения своих непосредственных обязанностей. Рассматривая институциональные, структурные и персональные факторы, способные повлиять на процесс и результаты регионального управления, он исследует возможные исходы различных их комбинаций. Центральный тезис статьи заключается в возможном позитивном влиянии на качество управления сочетания политического контроля над регионом с нацеленностью губернатора и его команды на обеспечение регионального развития. Все другие сочетания факторов оцениваются автором как менее благоприятные. Вместе с тем в соответствии с базовыми посылками предложенной им модели наибольшие сложности для развития создают внутриэлитные конфликты. В российских условиях такие конфликты принципиально неинституционализированы. Как следствие, у участников политического процесса не оказывается ни устоявшихся каналов представительства интересов, ни долгосрочного горизонта планирования, ни ответственности перед избирателями, ни других механизмов, способных сгладить последствия внутриэлитной борьбы. Однако причины отсутствия в регионах с внутриэлитными конфликтами стабильного развития требуют дальнейшего изучения. Исследователям еще только предстоит понять, что именно препятствует экономическому развитию в полицентрических системах субнационального уровня и как политический конфликт между различными сегментами элиты влияет на отбор лиц, управляющих соответствующими регионами.

Добавлено: 29 декабря 2018
Статья
Турченко М. С. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2015. № 2. С. 38-53.

Принятый в 2002 году федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что с 15 июля 2003 года во всех регионах страны не менее половины депутатов законодательных собраний должны избираться по пропорциональной избирательной системе. Следствием этой реформы стало значительное повышение роли политических партий как участников региональных избирательных кампаний. Как результат, в субъектах федерации стали складываться собственные партийные системы. При этом степень фрагментации региональных партийных систем значительно разнилась от субъекта к субъекту. В статье анализируются три рода факторов, которые могли оказать влияние на различный уровень партийной фрагментации в регионах: институциональные, социологические и политические. Проведённое исследование, выполненное в рамках статистической исследовательской стратегии, демонстрируют, что, несмотря на появление в первой половине 2000-х годов условий для складывания региональных партийных систем «снизу», основную роль в их формировании играла, тем не менее, исполнительная власть.

Добавлено: 13 июня 2015
Статья
Шелов-Коведяев Ф. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2004. № 2.
Добавлено: 2 декабря 2008