• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Суслова С. В. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 144-162.

 Растущий спрос на качественные образовательные услуги, а также финансовые ограничения, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения, порождают потребность в активном вовлечении в образовательный процесс родителей учащихся и других представителей местных сообществ для обеспечения школ дополнительными ресурсами. Одной из форм такой вовлеченности является создание некоммерческих организаций (НКО) с целью поддержки образовательного учреждения. В статье оцениваются масштабы коллективного сопроизводства в российском школьном образовании, а также исследуется наличие связи между институциональными характеристиками общеобразовательного учреждения и его взаимодействием с НКО. Исследование выполнено с использованием сведений Единого государственного реестра юридических лиц, содержащихся в системе СПАРК, сайтов управлений и департаментов образования муниципальных образований, открытых источников сведений о деятельности НКО, осуществляющих поддержку школ. Выявлены существенные межрегиональные различия в развитии коллективного сопроизводства в сфере школьного образования. В провинциальных городах этот процесс идет активнее, чем в мегаполисах: доля школ, для поддержки которых созданы НКО, во многих региональных центрах существенно выше, чем в столицах. В то же время в значительной части регионов таких НКО не обнаружено. Установлено, что с большей вероятностью НКО создаются для поддержки общеобразовательных учреждений с особым статусом (гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предметов), т. е. в условиях более высокого спроса родителей на качественные образовательные услуги. При этом отсутствует связь между автономной формой образовательных учреждений и их участием в коллективном сопроизводстве. Возросшая независимость не стала в этих случаях стимулом для взаимодействия с НКО с целью привлечения внебюджетной поддержки.   

Добавлено: 18 декабря 2016
Статья
Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2004. № 2. С. 249-250.

Марк Зелман на первых шагах ЕГЭ был приглашен в Россию для внешних консультаций. К сожалению, эти консультации были непродолжительными, но с тех пор доктор Зелман внимательно следит за развитием ситуации вокруг ЕГЭ. Здесь нельзя не сказать о том, что он был консультантом по созданию систем вступительных экзаменов не только в США, но и в Боливии, Иордании, Кыргызстане и Грузии. Этот опыт также позволяет ему понимать подводные камни введения таких инноваций в странах с неустойчивым гражданским обществом и традициями теневого рынка вузовских вакансий.

Добавлено: 5 сентября 2018
Статья
Андрущак Г. В. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 125-129.

В странах Западной Европы и США значительное внимание уделяется сравнению государственных и частных образовательных учреждений, изучению качества образовательных услуг в зависимости от соотношения различных источников их финансирования. Статья У. Брауна посвящена именно этому вопросу. В ней предметом исследования стали американские колледжи с разным соотношением бюджетных и частных средств. На основании отзывов студентов о компетентности преподавателей и возможностях профессионального общения с ними автор проверяет (и не отвергает) гипотезу о существовании положительной корреляции между объемами частного финансирования вузов и уровнем профессорско-преподавательского состава (а, следовательно, и уровнем услуг высшего образования).

Добавлено: 5 января 2009
Статья
Андрущак Г. В. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 110-112.

Статья Хитер Рольф посвящена изучению стратегий британских университетов. В ней анализируются аспекты деятельности вузов, связанные с: 1) политикой приема студентов, 2) составлением и модернизацией учебных планов, 3) проведением научных исследований и предоставлением других коммерческих услуг, а также 4) формированием маркетинговой стратегии и позиционированием на рынке услуг высшего образования. В исследовании использовались данные, полученные в ходе интервью с представителями администрации четырех университетов. Выбор вузов осуществлялся по двум критериям: это требования к поступающим (высокие или низкие) и «возраст» университета (а точнее, время его основания – до или после 1993 года). Это позволило сопоставить стратегии вузов «разной весовой категории», дифференцированных образовательных стандартов: на одном полюсе рассматривался университет, основанный до 1992 года с высокими требованиями к абитуриентам, в то время как на другом – относительно молодой университет с низкими требованиями.

Добавлено: 5 января 2009
Статья
Любицкая К. А., Шакарова М. А. Вопросы образования. 2018. № 3. С. 196-215.

Результаты многочисленных зарубежных исследований практик взаимодействия семьи и школы показывают, что налаженная коммуникация со школой является важным условием вовлеченности родителей в школьную жизнь, которая, в свою очередь, благоприятно влияет на весь образовательный процесс. В нашей стране фактические данные о коммуникации школы и родителей весьма малочисленны. В статье представлены результаты поискового исследования, в котором участвовали представители администрации школ и родители учащихся разных уровней общего образования (начальное, основное и среднее общее образование) одного из мегаполисов Центрального федерального округа. На основании материалов интервью с родителями и с представителями школ, а также опроса родителей школьников описываются наиболее популярные среди родителей способы коммуникации, основные трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе коммуникации со школой, а также оценивается степень вовлеченности родителей в школьную жизнь. Показано, что наиболее эффективным каналом коммуникации со школой для родителей является непосредственное общение с учителем. Основные трудности в общении со школой, по мнению родителей, являются следствием расхождения во мнении с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей, в «закрытости» школы в целом или отдельных педагогов. В средней и старшей школе эти трудности усугубляются. В целом по результатам исследования уровень вовлеченности современных родителей в школьную жизнь оценивается как низкий.

Добавлено: 21 сентября 2018
Статья
Бекова С. К., Джафарова З. И. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87-108.

Российская аспирантура характеризуется высокими показателями отсева, что регулярно проблематизируется со стороны государства и вузов. Многие связывают подобную ситуацию с низкой финансовой поддержкой аспирантов и обусловленной этим необходимостью работать во время обучения. Однако текущая дискуссия не опирается на результаты исследований, а эксперты оперируют скудными статистическим данными и опираются на опыт отдельных кейсов. Данные, представленные в статье, могут восполнить этот пробел. На базе опроса аспирантов ведущих российских вузов, реализованного в 2016 году и являющегося на сегодня наиболее крупным опросом российских аспирантов, авторы оценивают масштабы и типы занятости аспирантов, а также опыт аспирантов, совмещающих учебу в аспирантуре с работой. Авторы описывают, как по-разному трудоустроенные аспиранты переживают различные аспекты обучения в аспирантуре и строят планы на дальнейшее будущее. Авторы приходят к выводу, что у совмещения учебы с работой могут быть и положительные последствия, однако важную роль играет место работы аспиранта. В статье также выделены ключевые риски при совмещении учебы с работой. Результаты могут быть полезны при разработке мер по преобразованию аспирантуры как на вузовском, так и на общегосударственном уровне.

Добавлено: 12 января 2019
Статья
Степанцов П. М., Кузьминов В. Я. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 83-108.
Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Уланов В. Л. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 107-111.
Добавлено: 12 мая 2008
Статья
Савельева И. М. Вопросы образования. 2006. № 4. С. 114-123.

Обучение истории в общеобразовательной школе решает определенные познавательные задачи и выполняет важные социальные функции. Профессиональных историков больше волнует проблема знакомства школьников с основами исторической дисциплины и, прежде всего, с новыми представлениями о характере исторической науки. Общество заинтересовано в трансляции исторических знаний на массовый уровень с целью реализации социальных функций истории. В статье на примере Западной Европы и США показано, как столь противоречивые интересы реализуются в современных подходах к обучению истории в школе.

Добавлено: 19 ноября 2010
Статья
Хасан Б. И. Вопросы образования. 2008. № 3.
Добавлено: 21 апреля 2011
Статья
Докука С. В., Валеева Д. Р., Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 44-65.

При изучении эффектов сообучения оценивается влияние, которое социальное окружение оказывает на индивидуальные достижения учащихся. Как правило, в качестве социального окружения рассматривается случайным образом сформированная группа. Однако социальное окружение складывается в результате осознанного выбора, который совершает индивид, причем этот выбор является не статичным, а динамическим. Студенты могут изначально отбирать себе в друзья учащихся с таким же ровнем достижений, как у них самих, а со временем может проявиться влияние, которое студенты, поддерживающие тесные отношения, оказывают на достижения друг друга. В данной работе авторы с помощью стохастического акторно-ориентированного моделирования разделили процессы социальной селекции и социального влияния, оцениваемого на основании академических достижений. Анализ динамики дружеских связей и академических достижений студентов в течение первого года обучения позволил установить, что уровень достижений однокурсников не является для студентов критерием выбора друзей, но со временем проявляется влияние академических достижений друзей на индивидуальные достижения студента. Авторы объясняют полученные результаты социальной сегрегацией студентов по уровню успеваемости.

Добавлено: 12 октября 2015
Статья
Левинзон А. И. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 25-45.

В статье рассматривается принятая в Великобритании, Канаже и США модель массовго обучения письму. Предлагается изменить российскую систему уроков словесности таким образом, чтобы в результате реализации предложенных трансформаций произошла, в частности, консолидация различных социальных слоев вокруг признания общих культурных ценностей.  

Добавлено: 9 октября 2014
Статья
Авдеенко Н. А., Денищева Л. О., Краснянская К. А. и др. Вопросы образования. 2018. № 4. С. 282-304.

Методология исследования действием использована для изучения возможностей внедрения развития навыков XXI в. в практику российских школ. Проведенное исследование является частью проекта Центра инноваций в образовании ОЭСР Teaching, Assessing and Learning Creative and Critical Thinking Skills in Education. Авторы поставили перед собой задачу разработать формат школьного занятия, который включал бы развитие навыков XXI в. на материале конкретного школьного предмета, сделать проведение такого занятия доступным для большинства учителей, а участие в таком занятии — доступным для большинства детей. Представлен подход к разработке контекстных заданий, над которыми ученикам предлагается поработать на уроке в формате совместного решения проблем. Охарактеризованы ключевые элементы таких заданий, позволяющие развивать креативность в рамках предметного урока. Приведены результаты апробации этих заданий. Для ответа на вопрос о доступности практик, развивающих навыки XXI в. на предметном материале, проанализированы данные фокус-групп с учителями и учениками, участвовавшими в апробации заданий.

Добавлено: 13 декабря 2018
Статья
Константиновский Д. Л., Куракин Д. Ю., Вахштайн В. С. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 293-312.
Добавлено: 29 марта 2009
Статья
Титкова В. В., Иванюшина В. А., Александров Д. А. Вопросы образования. 2017. № 4. С. 171-198.

С  целью выявления представлений современных российских подростков о  популярности, определения ее критериев и  оценки гендерных различий в  факторах популярности проведены 62 полуструктурированных интервью с учениками 9–11‑х классов из 15 школ и анкетирование 2376 школьников 9‑х  классов из 55 школ. Обнаружено, что 40–50% школьников отвергают само понятие «популярный» на основании того, что оно означает неравенство и  неравноправие. Такие представления, по мнению авторов, обусловлены преобладанием в российском обществе ценностей коллективизма в  противовес ценностям индивидуализма. Ученики, которых их сверстники считают популярными, характеризуются просоциальным поведением. Самой частой характеристикой популярного подростка является «душа компании»; несколько реже использовались критерии «привлекательно выглядит», «очень умный(ая)», «не признает авторитетов». Девушек чаще называют популярными за  внешнюю привлекательность и  умение модно одеваться, юношей — за  спортивные успехи, споры с  учителями, независимость и  умение постоять за  себя. Ум и  общительность одинаково важны для популярности юношей и девушек. Авторы приходят к  выводу, что представления о  популярности у  российских подростков отличаются от  сложившихся в западной школьной культуре. Высокий статус в классе связан с социальным одобрением и поддержкой, академическими успехами и просоциальным поведением. Ключевые слова: школа, подростки, воспринимаемая популярность, гендерные различия.

Добавлено: 23 июля 2018
Статья
Куренной В. А. Вопросы образования. 2010. № 3. С. 48-74.

В первой части статьи эксплицируется содержание тезисов Макса Вебера и Льва Толстого о ценностной нейтральности научного знания и университетского преподавания и проводится их сравнительный анализ. Во второй части осуществляется систематическое исследование центральной проблемы Толстого и Вебера - проблемы рационального выбора ценностной установки - и демонстрируется различие предпосылок и выводов их рассуждений. В третьей части дан исторический комментарий к контексту появления работ Толстого и Вебера, которые определяются как эпизоды более широкой современной истории ценностной нейтрализации научного знания и университетского преподавания, специфика которой тесно связана с фундаментальными принципами современного исследовательского университета (гумбольдтовской модели университета).

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Прахов И. А. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 219-225.

В настоящее время вопросы финансирования высшего образования, а также подходы к реформированию образовательной системы с точки зрения оплаты обучения находятся под пристальным вниманием исследователей. В частности, проблема использования студенческих займов на практике актуальна для развивающихся стран и стран с переходной экономикой (в том числе и для России), где переход к образованию с полной или частичной оплатой стоимости обучения начался относительно недавно.

Добавлено: 3 января 2009