• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 359 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Истягина-Елисеева Е. А. Вестник спортивной истории. 2017. № 2 (8). С. 47-51.

Музейная педагогика - отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии. Предметом ее изучения является исследование закономерностей, принципов, методов работы музея сосвоей аудиторией. По объекту исследования музейная педагогика в основном совпадает с теорией музейной коммуникации, а по методу - с педагогикой, и шире - с психологией.

Добавлено: 8 декабря 2020
Статья
Зыкова Г. В. Вестник современного искусства "Цирк "Олимп"+ TV". 2019. № 30. С. 10-25.

Расшифровка интервью о Лианозове, данного Всеволодом Некрасовым Владиславу Кулакову в 1990 г. Подготовка текста и комментарии Г.В.Зыковой

Добавлено: 12 июня 2020
Статья
Сизова И. А. Вестник Томского государственного университета. 2018. № 427. С. 164-168.

Представлен результат количественного и качественного анализа 473 статей крупнейшей областной газеты «Красное знамя» за период 1944-2010 гг., посвященных музеям и музейному делу Томской области. В результате определены и охарактеризованы основные этапы развития музейного дела на территории Томской области на протяжении XX в. - в начале XXI в.

Добавлено: 18 октября 2019
Статья
Замятин Д. Н. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. Т. 27. № 1. С. 48-94.

Геокультурное пространство любого региона формируется в результа- те взаимодействия двух слабо отделимых друг от друга элементов – гео- культур, развивающихся на данной территории, и культурных ландшаф- тов. Полноценное развитие геокультурного пространства предполагает формирование уникальной онтологии воображения, создающей когни- тивный «фундамент» для построения соответствующих моделей. Онтоло- гические модели воображения характеризуют возможности расширенной репрезентации и интерпретации культурных ландшафтов какого-либо региона. Визуальность культурного ландшафта представляет собой слож- ное образование, в котором зрительные реакции и рефлексии оказываются результатом множественного воображения – одновременно и личностно- го, и группового. Геокультурное пространство Арктики в его визуально- дискурсивном измерении является сложным, поскольку традиция «ко- лониального взгляда» вкупе с тенденцией к анализу постколониальных практик и к деколонизации различных арктических дискурсов создаёт амбивалентное дискурсивное поле актуальных визуальных практик и по- литик. Экзистенциальная ситуация постэкзотизма, типологически харак- терная для арктических регионов, является полем онтологизации множе- ственных визуальных практик, закрепляющих ризоматические процедуры геокультурных различений. В результате полевого исследования при- брежных территорий Северо-Восточной Чукотки были выделены наибо- лее визуально интенсивные ключевые ландшафтные ассамбляжи: 1) мор- ской охоты; 2) традиционных праздников морских охотников; 3) «перво- зданной» природы. Ландшафтные ассамбляжи репрезентируются теми или иными визуальными диспозитивами. Под визуальными диспозитива- ми понимаются устойчиво воспроизводящиеся и феноменологически фиксируемые визуальные ландшафтные (геокультурные) образы, характе- ризующие специфику определённых ландшафтных ассамбляжей. В ре- зультате проведённого исследования выделено пять ключевых визуальных диспозитивов, обусловливающих специфические формы воспроизводства и развития как самих геокультур, так и соответствующих культурных ландшафтов данных территорий: 1) диспозитив морских охотников, наи- более пограничный и фрактальный; 2) диспозитив праздников традици- онной культуры морских охотников; 3) диспозитив разрушения и руини- рования, связанный как с экстремальными природными условиями регио- 49 Д. Н. Замятин. Геокультурное пространство Арктики: визуализация ландшафтов на, так и с эпохой советского и постсоветского развития; 4) диспозитив «природного», «первозданного» пространства, связанный с низкой освоен- ностью территории; и 5) диспозитив мультинатурализма, проявляющийся в особенностях визуальных сред чукотских поселений (сел, поселков город- ского типа, небольшого города). Эти диспозитивы, переплетаясь и взаимо- действуя между собой, создают множественные, постоянно трансформиру- ющиеся ландшафтные ассамбляжи. В рамках представленных визуальных диспозитивов формируются феномены арктического постэкзотизма и вну- треннего экзотизма, фиксирующие невозможность возвращения к доколо- ниальной «ландшафтной оптике».

Добавлено: 16 мая 2021
Статья
Агирречу А., Глезер О., Лаппо Е. и др. Известия РАН. Серия географическая. 2020. Т. 84. № 6. С. 953-960.

Статья посвящена памяти выдающегося ученого, патриарха отечественной геоурбанистики Г.М. Лаппо (1923–2020), внесшего огромный вклад в изучение проблем расселения, развитие отечественной географии городов и социально-экономической географии в целом. Выделены и охарактеризованы основные этапы научной биографии ученого. Впервые публикуется список основных публикаций Г.М. Лаппо за весь период научно-исследовательской деятельности с 1956 по 2019 г. Прослежены изменения проблемного поля и территориального охвата научных работ на разных ее этапах. Особое внимание уделено книгам (научным монографиям), подготовленным Г.М. Лаппо, и их роли в развитии советской и российской геоурбанистики. Подчеркивается особое значение разработанной Г.М. Лаппо концепции опорного каркаса расселения для развития отечественной социально-экономической географии.

Добавлено: 24 февраля 2021
Статья
Алексеева Т. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. № 4. С. 481-505.

Статья посвящена развитию института главы государства в Испании в 1939-1975 гг. Актуальность анализа предопределена возросшей ролью глав государств во внутригосударственных и международных делах и популярностью термина. Испанский опыт представляется полезным для осмысления данного явления. Основная должность Франко легально называлась «глава государства» (Jefe del Estado), а официально признанный одноименный институт (Jeatura del Estado) оформлял его статус. В отличие от «главы государства» в учении Констана, он не функционировал в системе разделения властей, а обозначал правителя с персональной абсолютной пожизненной властью - юридический термин «глава государства» превратился в синоним политического термина «диктатор». Франкистский опыт демонстрировал недемократичную природу главы государства. Она подчеркивалась и титулом «каудильо», указывающим на его лидерство и миссию по возвращению былого «величия» Испании. В правлении Франко обнаруживаются черты «суверенной диктатуры», выделенной К. Шмиттом.

В статье выявляется потенциал главы государства при авторитарном режиме Франко путем анализа особенностей учреждения должности, формирования одноименного института и их развития. Тщательно разобраны необходимые законодательные акты, использованные автором статьи в оригинальном варианте.

В истории института выделяются два периода. В первый, после гражданской войны (1939 г.) и до принятия закона «О преемстве» 1947 г., учредительная деятельность Франко была направлена на создание «нового» националистического государства, непримиримого по отношению к внутренним и внешним врагам. Безграничная власть в военизированном государстве стала основой для господства децизионизма, а само государство отождествлялось с личностью его главы.

Во второй период, 1947-1975 гг., учредительная власть каудильо выразилась в «институционализации» «социального и представительного» государству, вновь объявленного монархией. Принятые «основные» законы не только создавали квази-конституционный фасад режиму, они закрепили самоограничение главы государства и его статус в системе учрежденных органов, механизм передачи власти будущему королю. Государство более не отождествлялось с главой государства. Он был объявлен представителем нации и обеспечивал единство государственной власти. Ф.Франко до конца жизни оставался экстраординарным главой государства. Введенный им механизм «сработал» после его ухода из жизни и создал возможность для перехода от авторитарного режима к демократическому, от «институционализации» к конституционализму.

Добавлено: 29 мая 2019
Статья
Сизова И. А. Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402. С. 109-116.

Проанализированы государственная политика в области музейного дела в 1950-х - начале 1990-х гг. и ее реализация в Томской области. Показано, что развитие музейного дела на территории Томской области шло в русле общегосударственной политики в музейной сфере, но имело свои особенности, зачастую отставая от общегосударственных тенденций.

Добавлено: 18 октября 2019
Статья
Емельянова Я. Б. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 7. С. 148-157.

Рассматривается характер использования языковых и культурных знаний в переводе и обосновывается необходимость рассмотрения переводчика как профессионального пользователя родного и иностранного языков, а переводческого владения языками как специфического в силу того, что они: а) являются основой осуществления профессиональной посреднической деятельности, задающей особый характер их использования и функционирования; б) выступают в качестве базы для формирования и функционирования собственно переводческих навыков и умений. В частности, предпринимается попытка выявления возможных характеристик лингвокультурных знаний переводчика, актуальных в контексте переключения кодов в переводе, которое предлагается рассматривать как переключение лингвокультурных кодов с целью отражения как межъязыковой, так и межкультурной направленности переводческой деятельности. На основе анализа механизмов и процессов переключения лингвокультурных кодов в переводе формулируются следующие характеристики лингвокультурных знаний переводчика. Прецедентность определяется как владение языком на уровне коммуникативных фрагментов и коммуникативных контуров, способное оптимизировать доступ, активацию и извлечение языковых знаний, контроль оформления текста перевода, функционирование процессов радиантного мышления и распространяющейся активации. Организация лингвокультурных знаний переводчика вокруг фреймов способствует созданию основы для прогнозирования, формированию концептуального доступа через иностранный язык, снижению его зависимости от родного языка, повышению уровня его активации, интеграции языковой и культурной информации в структуры семантической памяти. Системность лингвокультурных знаний переводчика отражает владение языковой информацией как системой зависимостей и связей, обеспечивающей бóльшую заостренность, выпуклость, пластичность и мобильность языковых знаний. Осознанность связывается с целенаправленным вниманием к языковым формам и способностью размышлять о закономерностях и специфике функционирования языка, что формирует умение разделять знания разных языков и культур, повышает способность контролировать использование языка и исправлять ошибки, предотвращает интерферентные процессы. Функциональный параллелизм отражает характер взаимодействия знаний в двух языках, складывается из системного, коммуникативного и операционного аспектов и обеспечивает оперативную активацию и функционирование межъязыковых связей при переключении. Проблемная заостренность предполагает осведомленность о типах языковых средств, вызывающих сбои в переключении, и способность предвидеть и преодолевать возникающие трудности.  В совокупности описанные характеристики обеспечивают готовность и способность переводчика к переключению лингвокультурных кодов в переводе. Формирование описанных характеристик предлагается рассматривать в качестве одного из элементов профессионально-ориентированной иноязычной подготовки переводчиков. 

Добавлено: 7 октября 2019
Статья
Долин А. А. "История и Современность". 2020. № 3. С. 1-33.

В статье освещается история гуманитарного образования в Японии со времен позднего Средневековья до наших дней. Отмечается традиционно  высокий уровень образования населения больших городов и активное участие горожан в культурной жизни, а также массовая литературная грамотность населения в Средние века и в Новое время. При этом автор отмечает резкое сокращение программ по гуманитарным дисциплинам как в школе, так и в университете со второй половины ХХ в., переход классики в категорию музейных редкостей и сопутствующее низведение интеллектуальных запросов населения до незамысловатых стандартов массовой культуры.

Добавлено: 4 ноября 2020
Статья
Кондратенко В. А., Колегова И. Е. ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2020. Т. 12. № 1. С. 118-135.

В статье рассматриваются особенности идентификации членов субкультуры футбольных фанатов. В данном случае субкультура описывается как определенная формализованная структура с набором четко закрепленных правил поведения и условных границ, где для участников существует возможность перехода из одной подгруппы в другую за счет привлечения определенных дополнительных ресурсов: фанатского стажа, индивидуальной активности, а иногда и дополнительных материальных средств. В этой ситуации идентичность участников фанатского движения рассматривается как фрагментарная: она строится, с одной стороны, на понимании и принятии подобной структуры, с другой стороны, на готовности и желании преодолеть межгрупповые барьеры и принадлежать именно к желаемой подгруппе за счет повышения или понижения фанатской активности. В результате делается вывод, что структура фанатского движения достаточно пластична, она подвержена модификациям, соответственно, процесс формирования фанатской идентичности оказывается постоянно возобновляемым, нестатичным. Идентификация трансформируется в зависимости от изменения личных предпочтений и стиля жизни, а также под воздействием объективных и субъективных факторов существования данной группы.

Добавлено: 26 августа 2020
Статья
Селиверстова Ю. А. Демографическое обозрение. 2020. Т. 7. № 4. С. 149-165.

Статья посвящена прогнозу развития демографической ситуации в КНР до 2030 г. Дается характеристика текущих демографических изменений, таких как стремительное старение населения, снижение рождаемости, половой дисбаланс, трудовая миграция из села в город, активный процесс урбанизации. Показано, что острота существующих социальных вопросов во многом обусловлена политикой ограничения рождаемости в стране, проводившейся на протяжении 35 лет. Распространение малодетности и ценностей современной городской среды значительно изменили форму семьи и ее функции. При сохранении существующих тенденций население Китая в размере 1,4 млрд человек через 8 лет исчерпает потенциал к росту, начнется естественная убыль. При увеличении числа пожилых людей и высокой продолжительности жизни трудоспособное население будет сокращаться, еще сильнее уменьшится количество детей в возрасте до 14 лет. Окончание действия демографического дивиденда для экономического развития КНР сопряжено с ростом социальной напряженности. В ближайшие годы значительно возрастет нагрузка на систему городской прописки, социального обеспечения и здравоохранения. Для эффективного противодействия нарастающему кризису правительству страны необходимо уделить повышенное внимание решению проблем сельских жителей, реформированию системы пенсионного и медицинского страхования, укреплению института семьи, мерам по поддержке семей с детьми.

Добавлено: 16 января 2021
Статья
Шульц В. Л., Любимова Т. М. Социологические исследования. 2015. № 1. С. 136-145.

В статье рассматривается феномен догматического и стереотипного языка, известного под метафорическим названием “деревянного”; приводятся различные его национальные модификации; выявляются его характерные признаки (стереотипность, вторичность, лженаучность, эвфемизация, демагогичность). Приводится таблица расхожих слов и выражений этого языка; анализируются возможности “деревянного языка” как инструмента манипуляции общественным сознанием, извращающего социальную природу языковой коммуникации. На фоне краткого рассмотрения ряда лингвистических и философских теорий ХХ в. (Э. Сепир, Б. Уорф, М. Фуко, Н. Хомский, А.Ф. Лосев, Ч. Пирс, Р. Барт, У. Эко и др.) акцентируется социальный статус языка как активного начала, творящего и предвосхищающего реальность; выдвигается гипотеза о взаимосвязи между построенной на стереотипах “деревянного” языка дискурсивной практикой того или иного общества и происходящими в нем социальными изменениями – вплоть до протестных, революционных событий.

Добавлено: 22 февраля 2019
Статья
Майофис М. Л. Новое литературное обозрение. 2019. № 157. С. 128-148.

Статья посвящена анализу трансляции памяти о дореволюционном прошлом в сообществах советской музыкально-артистической элиты второй половины 1930-х годов. Некоторые написанные тогда мемуары и автобиографические записки изначально создавались только для рукописного хождения или устного исполнения друзьям и гостям дома. В этом случае на тематический репертуар, ценностные иерархии, тип пишущего и изображаемого субъекта большое влияние оказывала микросоциальная среда, в которой такие мемуары должны были функционировать, а также — семейная мемуарная традицияи семейный архив. В качестве аналитической рамки для обсуждения этой проблематики автор предлагает использовать введенное культурным психологом Йенсом Брокмайером понятие эпистемы памяти. В качестве исследовательского кейса в статье рассмотрены созданные в 1934—1935 годы мемуарные очерки оперной певицы М.А. Дуловой.

Добавлено: 3 июля 2019
Статья
Абанкина Т. В., Ксынкина Г. М., Николаенко Е. А. Обсерватория культуры. 2021. Т. 18. № 1. С. 4-21.

Исследование посвящено изучению динамики обеспеченности населения России культурными благами с точки зрения основных функциональных видов в период 2000–2019 г. и разработке предложений по преодолению сложившихся диспророрций. Задачами исследования являлись: определение состава показателей, характеризующих обеспеченность населения условиями и услугами в сфере культуры; формирование базы данных по пяти функциональным видам за период 2000—2019 гг.; выбор методов анализа, а также анализ динамики обеспеченности населения России культурными благами; оценка позитивных эффектов и негативных последствий оптимизации сети учреждений культуры.

С этой целью проанализированы статистические данные Главного информационно-вычислительного центра инкультуры России, изучены законодательные акты, регламентирующие государственные гарантии обеспечения населения культурными благами. По каждому функциональному виду (театры, концертные организации и филармонические коллективы, музеи, библиотеки, клубно-досуговые учреждения) отобраны показатели, характеризующие условия и услуги в сфере культуры, которые сопоставлялись с показателями посещаемости и востребованности услуг населением. В работе применена индикативная модель с использованием методов горизонтального (временного), вертикального (структурного) сравнительного анализа. Выявлено, что, во-первых, динамика обеспеченности населения России культурными благами в указанный период носила неравномерный характер по функциональным видам; во-вторых, меры по повышению эффективности бюджетных расходов в сфере культуры привели к отдельным позитивным сдвигам в условиях обеспеченности. Вместе с тем появились диспропорции в виде снижения обеспеченности населения культурными благами и уменьшения возможностей участия в культурной жизни из-за необоснованной оптимизации сети библиотек и клубно-досуговых учреждений. В результате исследования делается вывод, что выявленные негативные тенденции могут быть нивелированы за счет создания новых центров культурного развития, активного внедрения мобильных форм культурного обслуживания и инклюзивных форм работы с людьми с особыми потребностями, современных цифровых технологий, развития культурно-образовательного туризма, волонтерства.

Добавлено: 17 мая 2021
Статья
Истягина-Елисеева Е. А. Вестник спортивной истории. 2017. № 2(8). С. 56-60.

Статистика свидетельствует, что в настоящее время попоказателю регулярных занятий населения физической культурой испортом Российская Федерация значительно отстает от развитых стран. Там физическими упражнениями постоянно занимаются до40-50 % граждан, тогда как унас только около 11 %. Следствием этого является ухудшение здоровья ифизической подготовленности нации

Добавлено: 8 декабря 2020
Статья
Зеленова Д. А., Хаматшин А., Воронина Н. Азия и Африка сегодня. 2019. № 2. С. 36-43.

В статье анализируется дискуссия, которая развернулась в общественных кругах ЮАР относительно земельного вопроса. Дебаты об «экспроприации земли без компенсации» возобновились в стране после того, как в декабре 2017 г. АНК объявил о готовности пересмотреть 25 пункт Конституции. Авторы статьи, опираясь на собственные исследования, проведенные в ЮАР, анализируют повестку современных церковных организаций и социальных движений по земельному вопросу. Обсуждается принменимость подхода экспроприации для решения жилищного кризиса в мегаполисах ЮАР. 

Добавлено: 29 сентября 2018
Статья
Соловьева И. В., Замковая М. А. Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 3. С. 64-79.

Статья посвящена проблемам обучения иностранным языкам в неязыковых вузах в условиях вынужденного перехода на дистанционную форму обучения с применением ИКТ в условиях пандемии Covid-2019. Цель данной работы - исследовать изменения в структуре образовательного процесса и отношение к ним его субъектов, студентов и преподавателей, сформулировать трудности, которые им приходится преодолевать, и наметить пути их решения. Объект исследования - дистанционное обучение иностранному языку с гибридным применением ИКТ. Предмет исследования - учебная деятельность преподавателей и студентов, а также их рефлексия. Анализ результатов опроса, а также комментариев, оставленных респондентами, позволил сделать выводы о том, что экстренный переход на онлайн-формат выявил множественные проблемы в организации форм контроля при дистанционном обучении иностранному языку с применением ИКТ. Результаты исследования свидетельствуют о разрыве между тем, как оценивают свой прогресс студенты, и тем, как его видят преподаватели. Несовершенство и ненадежность технологий создают возможности для академического мошенничества - настоящего вызова для методистов, психологов и педагогов. Таким образом, пандемия Covid-2019 выявила проблемы в применении ИКТ для обучения иностранным языкам в дистанционном формате как для преподавателей, так и студентов, и наметила векторы дальнейшей работы исследователей.

Добавлено: 28 апреля 2021
Статья
Лавинская О. В. Отечественные архивы. 2019. Т. 4. С. 70-83.

Хадж, паломничество в Мекку, является одним из пяти столпов ислама. Хотя бы раз в жизни он обязателен для мусульман. Однако на протяжении многих лет советской власти догмат оставался невыполнимым. И только в 1944 г. «директивные органы» санкционировали поездку группы паломников в Мекку.

Добавлено: 29 октября 2019
Статья
Рондарев А. В. Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 1-6.

В статье рассматриваются проблематики, связанные с подходами в описании музыки, в особенности музыки популярной, в двадцатом веке. Большинство их так или иначе связано с работами и воззрениями Теодора Адорно и в этом качестве может быть определено как своего рода профессиональная травма ряда дисциплин, так или иначе имеющих своим предметом музыку: социология, культурология, в некоторой степени философия etc. В статье дается описание данных проблем, равно как и исторический обзор попыток и способов их преодоления, и ставится вопрос возможности появления в достаточной степени непротиворечивого подхода, синтезирующего все указанные здесь тенденции и темы.

Добавлено: 30 октября 2018
Статья
Наумова М. М. Логос. 2017. Т. 27. № 5. С. 163-186.

В статье проанализированы различные аспекты репрезентации военной темы и образов врага на примере журнала «Пионер». Эти темы и образы в совокупности стали частью воспитания советских школьников 1930-х годов, встраивались в официальный нарратив, появлялись в переложениях партийно-правительственных документов, проникали в художественные тексты и повторялись в речи самих пионеров. В результате к началу войны у целого поколения было сформировано четкое представление о том, с кем и за что они борются и что может случиться, если они позволят себе проиграть эту войну. На примере материалов журнала «Пионер» 1932–1941 годов можно наблюдать, как детская пресса воспитывает своего читателя, сознание и мировоззрение которого только формировалось, готовит молодое поколение к возможной войне со странами капиталистического мира. Пионерские журналы 1930-х годов недостаточно изучены. Исследователи в основном обращают внимание на их связь с предыдущими традициями и практиками, подчеркивая преемственность между дореволюционными и послереволюционными журналами. Тематика диссертаций и книг, посвященных пионерским журналам, обычно ограничивается началом 1930-х годов, не включая в себя события, происходившие во второй половине десятилетия, и концентрируясь на становлении советской детской периодики. Данная статья пополняет наши представления о советской детской периодике, помогая понять причины бесстрашия и силы молодого поколения бойцов на полях Великой Отечественной войны.

Добавлено: 21 января 2019
Статья
Солодихина А. А., Солодихина М. В. Вестник Тульского государственного университета. Серия "Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла". 2019. № 18. С. 175-179.

В статье рассматривается логика построения проблемно-ситуационной кейс-задачи, нацеленной на формирование у студентов гуманитарных факультетов представлений о моделировании развивающихся живых систем как методе научного познания. Вопросы и задания к задаче подбираются таким образом, чтобы при изучении естественнонаучного материала развивались такие компоненты критического мышле-ния, как мышление творческое, рациональное, логическое, рефлексивное и метакогнитивное.

Добавлено: 25 ноября 2019