• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 171 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Павлов А. Логос. 2012. № 6. С. 180-195.
Добавлено: 28 августа 2013
Статья
Савин Н. Ю. Логос. 2015. № 6(108). С. 163-179.

Критика делиберативного поворота в политической теории актуализировала дискуссию вокруг теорий демократии, фокусирующих внимание на ценности плюрализма в противовес роли консенсуса. Наиболее известной и теоретически фундированной теорией такого рода является агонистический плюрализм Шанталь Муфф. На сегодняшний день дискуссия вокруг теории агонистического плюрализма ориентирована преимущественно на выявление ее внутренних противоречий и демонстрацию однородности этой теории с делиберативной парадигмой. В статье предпринимается попытка акцентировать теорию агонистического плюрализма за счет разрешения ее внутренних противоречий. Критикуя Джона Ролза и Юргена Хабермаса за стремление к окончательному преодолению противоречия между либерализмом и демократией, Муфф обосновывает необходимость осознания конституирующей роли этого парадокса. Для этого Муфф обращается к теоретическому наследию Карла Шмитта, интегрируя в свой проект его критику либеральной демократии. Обращение к идеям Карла Шмитта рождает две проблемы: (1) гегемонистская природа конфликтногоконсенсуса неизбежно деполитизирует агонистическое противостояние соперников; (2) будучи одним из способов выражения антагонистического измерения, агонистическое противостояние утрачивает уникально политическое качество, что не позволяет обосновать саму возможность демократической политики. Руководствуясь логикой деконструкции, в статье предлагается заменить понятие политического Карла Шмитта на альтернативное понимание политики, описанное в работах Ханны Арендт. Первая из обозначенных проблем разрешается посредством качественного разведения антагонизма друга и врага (насилие) и агонистического противостояния соперников (политическое взаимодействие). Второе противоречие разрешается посредством эстетизации конфликтного консенсуса. Преодоление внутренних противоречий позволяет теории агонистического плюрализма преодолеть парную оппозицию плюрализм–консенсус и выводит ее за рамки делиберативной парадигмы.

Добавлено: 24 октября 2014
Статья
Кильдюшов О. В. Логос. 2007. № 1. С. 156-176.

Статья является ответом на критику в адрес статьи, опубликованной автором в рамках проведенной редакцией журнала «Логос» дискуссии о русском национализме.

Добавлено: 29 сентября 2015
Статья
Павлов А. В. Логос. 2019. Т. 29. № 3. С. 247-263.

Статья представляет собой подытоживающий материал к тематическому номеру «Логоса», посвященному исследованиям войны. Автор отмечает, что, вопреки предсказанию Ханны Арендт, не революции, но войны сопровождают социальную деятельность человека в XXI столетии. И поскольку войны повсеместны, существует их философское осмысление. При всем многообразии рассуждений о войне можно выделить три теоретических дискурса, сосредоточенных на собственных темах. Первый дискурс—это попытка реактуализировать военную мысль Карла фон Клаузевица, первого теоретика «современной» войны; второй—теория справедливой войны, сосредоточенная на вопросах прикладной этики (правомерно ли начинать войну, как вести боевые действия, что делать после окончания конфликта и т. д.); третий—дискуссии о «новых войнах». Автор отмечает, что второй дискурс слишком инструментален, и часто аппарат теории справедливой войны отстает от эмпирических реалий, а первый может быть в лучшем случае абстрактно-теоретическим, но отнюдь не прикладным. Из этого делается вывод, что наиболее важным для практической философии остается третий дискурс о войне, то есть спор о «новых войнах». Вот почему основное внимание следует уделять развитию и исследованию теории и, самое главное, практики «новых войн». В заключение отмечается, что обогатить этот дискурс могла бы социальная теория (пост)современности, тем самым намечаются дальнейшие области для исследовательской работы.

Добавлено: 12 ноября 2019
Статья
Павлов А. В. Логос. 2019. Т. 29. № 2. С. 1-24.

В статье обсуждается актуальная для социальной теории и теории культуры проблема того, чтó стало с постмодерном как языком описания эпохи в XXI столетии. Автор отталкивается от зонтичного термина «постпостмодернизм», чтобы рассмотреть не те концепции, которые предлагают себя в качестве непосредственных альтернатив постмодернизму и при этом игнорируют связку постмодернизма и капитализма, но более сложные теории—те, что ориентируются преимущественно на анализ новейших форм капитализма. Отметив, что впервые идею постмодернизма как культурную логику позднего капитализма предложил американский философ-марксист Фредрик Джеймисон, автор далее пытается обнаружить преемственность новых концепций капитализма именно с подходом Джеймисона. Обсуждение начинается с теории «капиталистического реализма» британского левого мыслителя Марка Фишера. Признавая заслуги Джеймисона, Фишер по определенным причинам отказывается от термина «постмодернизм», но весь используемый философский аппарат заимствует именно из джеймисоновских разработок. Далее автор перебрасывает мостик от «капиталистического реализма» к новейшим левым теориям, таким как акселерационизм и посткапитализм. Обнаружив тесные связи между работой Марка Фишера и Ника Ланда, сотрудничавших в 1990-е годы в рамках проекта «группы исследований киберкультуры» (Cybernetic Culture Research Unit, CCRU), с одной стороны, и идеями Ника Срничека, с другой стороны, автор ставит вопрос, почему Срничек и его коллеги избегают теории постмодерна Джеймисона. Предлагаемый им ответ состоит в следующем: постмодернизм не позволяет современным левым рассуждать о будущем. Однако, как указывает автор, идеи Джеймисона о постмодерне на «генетическом уровне» заложены в концепцию посткапитализма Срничека, что делает его теорию «постпостмодернистской», но в негативной, а не в позитивной ее версии, как в случае с Марком Фишером.

Добавлено: 12 августа 2019
Статья
Куренной В. А. Логос. 2020. Т. 30. № 6. С. 1-18.

В статье рассматриваются современные философско-теоретические тенденции, которые ведут к дисперсии и фрагментации как теорий и исследовательских методологий, так и самой исследовательской предметности. В рамках этого процесса идет демонтаж базовых онтологических различий, длительное время определявших не только эпистемологические, но и культурные особенности европейского общества и науки. Эти теоретические тренды имеют свои социальные и культурные основания, связанные со стремительным усложнением современной цивилизации. В ней утрачивается определенная Максом Вебером в качестве ключевой особенности общества модерна возможность в принципе понять устройство и функционирование окружающего мира. Следствием этого, считает автор, становится «новая наивность», в которой непреодолимая сложность достижения рационального понимания ведет к постулированию онтологической самостоятельности акторов, объектов и т.д., а также к восстановлению различных форм метафизики. Одновременно с утратой рационального горизонта субъективности в современном обществе нарастает значение эмоционального отношения к миру, который все больше предстает как универсум сингулярностей. По отношению к этим тенденциям историческая перспектива институционального подхода имеет ряд эпистемологических преимуществ. К их числу относится то, что он сохраняет преемственность по отношению к проекту модерновой историографии как таковой, ориентируется на явления, обладающие сравнительной длительностью и устойчивостью, позволяет продуктивным образом обсуждать проблематику социологии знания, здесь (например, в рамках организационного институционализма) разработан широкий спектр инструментов для анализа взаимодействия институтов различного масштаба и т.д. Исторический анализ институтов выполняет также важную практическую функцию: избавляет нас от наивного взгляда на мир (включая мир природы) как на некую естественную и непосредственную данность, а также позволяет нам осознать контингентность нашего исторического существования. В этом он разделяет самопонимание проекта модерновой историографии как эмансипаторной практики самопознания.

Добавлено: 20 ноября 2020
Статья
Савицкий С. А. Логос. 2019. № 1. С. 121-142.

Статья посвящена анализу концептов праздности и лени в "Опытах" Монтеня

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Павлов А. В. Логос. 2018. Т. 28. № 4. С. 261-302.

Кембриджская школа политической мысли объединяет нескольких историков (Джон Покок, Квентин Скиннер, Джон Данн), начавших работать в 1960-е годы в Кембридже и предложивших уникальный подход к исследованию социально-политических идей. Авторы настаивали, что политическое мышление по своей природе исторично и потому его необходимо изучать в историческом и идеологическом контекстах, а также что политические идеи не следует понимать как оторванные от жизни понятия или как «традицию», ведущую от Платона до наших дней. В последнее время в России ученые предпринимают попытки «адаптировать метод» Кембриджской школы. Однако автор статьи считает, что по определенным причинам это практически невозможно сделать. Особенно очевидным это становится, когда деятельность Кембриджской школы помещается в разные контексты: социогуманитарного и философского знания в Британии 1960-х годов, американской политической теории последней четверти ХХ века и республиканской социальной философии начала ХХ века. Во-первых, методология кембриджцев претерпела существенные изменения уже в середине 1970-х годов, и, во-вторых, интересы ученых сместились в сферу политической теории либо же в ту область истории, в которой их установки по конкретным причинам неприменимы. Таким образом, продолжение их проекта, как это показано в статье, возможно скорее и в лучшем случае в области современной социальной и политической философии, нежели в европейской политической мысли XV–XVII веков или американской политической мысли XVIII века.

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Князева Е. Н. Логос. 2009. № 3(71). С. 173-184.
В статье рассматриваются проблемы восприятия, такие аспекты восприятия, как избирательность, активность, телесность, на которые указывал Анри Бергсон и которые в новом свете предстают в когнитивной науке сегодня. Кроме того, обсуждается гипотеза Бергсона о кинематографической природе восприятия и показываются направления ее развития в когнитивной науке.
Добавлено: 26 января 2014
Статья
Куренной В. А. Логос. 2010. № 5. С. 166-182.
Добавлено: 18 марта 2012
Статья
Перевалова С. Г. Логос. 2017. С. 117-122.

Психологический портрет гиперактивного ребенка: причины появления гиперактивности и возможные трудности обучения детей с СДВГ

Добавлено: 5 ноября 2019
Статья
Райл Г. Логос. 2006. № 1. С. 73-88.
Добавлено: 25 марта 2010
Статья
Левин С. М. Логос. 2016. Т. 26. № 5. С. 227-242.
В статье обосновывается несовместимость одной из исходных посылок в дебатах о свободе воли с гипотезой расширенного сознания. Эта посылка заключается в том, что поступки людей в равной степени определены или не определены прошлыми состояниями мира. Причинная предопределенность или неопределенность поведения деятеля в статье именуется каузальным статусом. Деятели, поступки которых предзаданы их прошлыми состояниями, имеют детерминированный каузальный статус; те же, чье будущее поведение может быть различно при тех же прошлых состояниях, имеют индетерминированный каузальный статус. Устройство мира в целом или локальный детерминизм могут определять каузальный статус деятеля. Доказывается, что, согласно гипотезе расширенного сознания, в мире одновременно могут сосуществовать деятели с разными каузальными статусами. Гипотеза расширенного сознания гласит, что когнитивные функции могут выполняться артефактами, находящимися вне тела человека, и они должны быть признаны равноправными частями его когнитивной системы. Такими артефактами могут быть как локально детерминированные технические устройства, так и индетерминированные. В обоих случаях, согласно гипотезе  расширенного сознания, они будут частью когнитивной системы человека. Следовательно, относительно когнитивных функций, выполняемых этими артефактами, у деятелей могут быть разные каузальные статусы. Легко представить ситуацию, в которой разные люди могут одновременно использовать детерминированные и индетерминированные  устройства и при этом в равной степени считаться свободными. Если представленные рассуждения верны, то гипотеза расширенного сознания и допущение об универсальном каузальном статусе свободного деятеля не могут быть одновременно истинными.
Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Глухов А. А. Логос. 2012. № 6. С. 5-16.

На основе понятия "реальность философии" (М. Фуко) в статье рассматриваются возможности антиутопической интерпретации Платона в разрешении основной политической проблемы, которая вновь заявляет о себе в распадении философии на два языка мышления в XX в.

Добавлено: 22 апреля 2013
Статья
Рождественская Е. Ю. Логос. 2017. Т. 27. № 5. С. 87-114.

В статье анализируется проблема репрезентации одной из сложнейших культурных травм ХХ века — Холокоста — в различных еврейских музеях (Вашингтон, Берлин, Москва). Их объединяет важная социальная функция увековечивания и назидания, но каждый музей контекстуален и создает свою форму репрезентации, риторики и меру перформанса памяти о событиях еврейской истории. Концепции и экспозиции этих музеев погружены в контекст общей социальной дискуссии о травме, ее принципиальной выразимости, медиатизации и визуализации. Исследовательское поле травмы содержит внутреннее противоречие. Это противоречие заложено, с одной стороны, идеей, пришедшей из психоанализа о невыразимости травмы( Т.Адорно, Ж.-Ф. Лиотар, Ш.Фельман, Д. Лауб, К. Карут и др.), а, с другой, мнением о глобализации и медиатизации травмы (В.Канштайнер, Э.Каплан, Дж.Александер, А.Хьюссен). Дискурс о Холокосте глобализирован, но память конкретных жертв Холокоста функционирует глокально, с учетом определенного локального контекста травматичного события. Как следствие, музефикация темы Холокоста порождает разнообразное поле эстетических репрезентаций. В статье подчеркивается особенность этих музеев в нацеленности на чувственную работу с прошлым, призыв к обмену опытом и эмоциями в дополнение к рациональному познанию, приглашение к идентификации. В осуществленном сравнении становится очевидным, что современные музейные экспозиции и перформансы в разной степени провоцируют на идентификацию посетителя с коллективным субъектом истории через моделируемый опыт страдания других, что невозможно без разбуженных эмоций сочувствия и работы памяти. Но «нанесение» терапевтически моделируемой травмы через знакомство с феноменом Холокоста оправдывается далеко не в любом социально-политическом и культурном контексте

Добавлено: 5 июля 2017
Статья
Глухов А. А. Логос. 2018. Т. 28. № 2. С. 248-268.

статье предлагается рецензия на книгу Филипа Петтита «Республиканизм». Русский перевод выходит в эпоху глобальных перемен, которые заставляют по-новому оценить соотношение реализма и идеализма в республиканской теории. Разбор содержания книги предваряется кратким обзором творчества Петтита, известного своими оригинальными решениями в самых разных областях философии. Понимание специфики философского республиканизма Петтита в российских условиях затрудняется малой известностью нормативной школы политической философии. В результате полемика Петтита против либерализма часто воспринимается как самоцель, тогда как современный республиканизм скорее корректирует и развивает, чем отвергает либеральную традицию Исайи Берлина и Джона Ролза. Чисто логически невозможно показать приоритет республиканского понимания свободы как не-доминирования над либеральным пониманием свободы как не-вмешательства. Различие между либерализмом и республиканизмом заключается скорее в различном понимании реальности: если либерализм с недоверием относится к государству, то республиканизм предлагает гражданам воспользоваться государственными ресурсами в полной мере. Республиканизм Петтита – нормативная теория, в основе которой стратегия перевода политических повесток различных социальных групп на общий республиканский язык. Принцип не-доминирования выполняет роль эталона нормализации политического пространства. Плюралистическая онтология республиканизма исключает из политической реальности все виды единства – от неделимого суверенитета до обособленного индивида – как потенциальные источники доминирования. В книге обходится молчанием роль философии в политике и власть нормативного разума, который обладает приоритетом над прямой демократией и мажоритарностью. «Народ» возникает в результате правильного республиканского воспитания.

Добавлено: 26 июня 2018
Статья
Глухов А. А. Логос. 2011. № 4. С. 200-206.

Рецензия на книгу Leonard M. Athens in Paris: ancient Greece and the political in postwar French Thought. Oxford, 2005.

Добавлено: 22 апреля 2013
Статья
Кильдюшов О. В. Логос. 2006. № 2. С. 141-148.

В статье предпринимается попытка решить не просто двойную, но и мето дически двойственную задачу: 1) проблематизировать использование топоса «национализм» в российских общественно-политических дебатах последнего времени, особенно на фоне ряда громких происшествий, ставших «события- ми» для либеральной общественности (т.е. здесь не рассматриваются теорети- ческие достижения «профессиональных националистов», «патриотов» и т. д.); 2) спровоцировать квалифицированную дискуссию, в ходе которой участники пытаются не «победить» оппонента посредством публицистических или рито- рических приемов типа обличения его морального облика, а скорее стремятся прояснить довольно запутанную семантическую ситуацию вокруг современ- ного русского национализма с целью коррекции сложившейся дискурсивной практики.

Добавлено: 29 сентября 2015
Статья
Афанасов Н. Б., Павлов А. В. Логос. 2015. Т. 25. № 6. С. 44-67.

Данная статья посвящена исследованию политической философии Марсилия Падуанского в её политико-теологическом аспекте. Поскольку, Марсилия Падуанского принято считать одним из первых представителей светской политической философии, особый интерес представляет теологический её компонент, который часто упускается из виду, но который, с точки зрения авторов, является принципиально важным для понимания политической философии Марсилия Падуанского. Отталкиваясь от воззрений Шмитта на предмет политической теологии, авторы статьи проводят анализ воззрений Марсилия Падуанского с точки зрения этой перспективы.

Добавлено: 29 февраля 2016
Статья
Мартынов К. К. Логос. 2014. № 4 (100). С. 73-87.

В статье обсуждается амбивалентный феномен селфи - автопортретов, снятых на цифровую камеру и опубликованных в Сети. Утверждается, что селфи представляет собой новый язык самоописания общества, который интерпретируется в зависимости от идеологических предпосылок авторов. Селфи представлены как фактор демократизации медиа, но также и как инструмент возможной деперсонализации и коммодификации пользователей Сети. Это обсуждается, в частности, в контексте дискуссий феминисток о роли селфи.

Добавлено: 22 января 2015
Статья
Глущенко И. В. Логос. 2015. Т. 25. № 1 (103). С. 23-40.

Статья посвящена анализу содержания жалобных книг, заполнявшихся в вагонах-ресторанах советских железных дорог начала 1930-х годов. Относительная эмансипация работников сферы услуг привела к возникновению антагонизма между клиентами и персоналом, когда работник общепита рассматривался потребителем не как посредник при получении необходимых благ, а как препятствие, которое следует преодолеть. Обе стороны вооружались друг против друга различными инструкциями, нормативными документами, пособиями, брошюрами. Одни оттачивали мастерство в писании жалоб, другие — совершенствовали формулировки ответов и модели поведения. Жалобы выявляют бытовые проблемы, а также гастрономические пристрастия и привычки некоторых категорий пассажиров, а также показывают, что они считают допустимым, а что — нет. Жалобы пишут в-основном представители формирующегося городского среднего класса: низовой советской бюрократии, мелкие и крупные начальники, военные. Жалобы сами по себе становятся важным источником по истории повседневности и социальной истории. По ним можно реконструировать некоторые правила коммуникации между клиентом и обслуживющим персоналом, и те идеологические аргументы, которые люди формулировали самостоятельно, пытаясь привлечь внимание властей. Автор утверждает, что массовое распространение такого жанра, как жалоба, было одним из побочных эффектов всеобщей грамотности, а борьба за справедливость придала этому идеологическое наполнение.

В статье использованы не публиковавшиеся ранее материалы Наркомата снабжения, а также документы, пособия и брошюры 1930-40-х годов, посвященные обслуживанию на железных дорогах и регламентирующие нормы написания жалоб.     

Добавлено: 4 июня 2015