В статье дается обзор основных положений современной экономической теории прав собственности.
Похороны часто остаются последней сферой религиозной жизни, в которой актуализируется идентичность представителей разных этнорелигиозных групп. Причем нередко это проявляется исключительно в форме отрицания чужой похоронной традиции. В статье рассматривается похоронная обрядность субботников, которые, отойдя от религиозной жизни, а иногда даже крестившись, на пороге смерти все же стремятся приобщиться к «своей» религии и быть похороненными в соответствии с ее традициями
В условиях динамично развивающейся инфраструктуры досуга экономическое благополучие организаций культуры опирается на два ключевых фактора успеха — активную публичную политику, за которой следует ответственный финансовый менеджмент. Постановка вопроса о реорганизации сети бюджетных учреждений культурно-досуговой сферы, об уточнениях их правового статуса и структурных изменениях в этой сфере во многом вызвана потребностью повышения эффективности бюджетных средств, направляемых в сферу культуры. Задача — не в сохранении бюджетных учреждений в сфере культуры, а в сохранении законодательных гарантий, позволяющих гражданам получить социально-культурные услуги определенного объема и качества.
Статья посвящена вопросам социальной стратификации и мобильности. Автор рассматривает различные формы равенства и неравенства, анализирует их бытование в обществах разного типа. Работа базируется на данных опросов, проводившихся на протяжении нескольких десятков лет. Анализ данных показывает как наличие реального неравенства в советском обществе, так и отражение этого факта в массовом сознании.
В статье исследуются особенности мобильности советского образца. Траектории карьер и обстоятельства их реализации менялись в различные периоды советской истории, но общим оставался жесткий бюрократический контроль за вертикальной мобильностью, приведший в результате к застою - фактическому прекращению сменяемости высокостатусных групп - и последующему развалу системы.
Возможно, ширящееся употребление слова «пространство» в качестве служебного объясняется специфическими трудностями конца эпохи, пережитой носителями русского языка в конце 80-х — начале 90-х на фоне необычно быстрых изменений всех координат существования — от т. н. геополитических до частножитейских (интенсивность добровольно-принудительной миграции сконца 80-х, необходимость отказа от десятилетиями державшихся стереотипов потребления, например обращения с деньгами как выражением в том числе сложных временн'ых отношений). Отсюда — употребление слова в значении: место действия личности (см. последний пример: здесь «плачет и болит» именно «пространство», с которым отождествляет себя автор) и даже: сама личность, осознавшая свою пустоту и нуждающаяся в ушибе для перехода в содержательное будущее.
В статье идет речь о взаимосвязи глобализации и пространства через идею мобильности. Широко распространённой в социологии идее глобализации как изменений в характере социальных институтов противопоставляется рассмотрение глобализации как изменений в пространственной форме социальной жизни. Социологический смысл мобильности в пространстве раскрывается через анализ концепций сетевого общества Мануэля Кастельса, текучей современности Зигмунта Баумана, и социологии за пределами обществ Джона Урри. Ключом к прояснению роли пространства служит социология пространства Георга Зиммеля. Основной вывод статьи: глобализация вовсе не приводит к исчезновению пространства и времени. Напротив, в основе видимой текучести и подвижности социального мира оказывается пространство — в форме массивных и упорядоченных инфраструктур мобильности, оформляющих любые повседневные социальные взаимодействия.
В статье обсуждается проблема публичной закрытости экспертных профессиональных сообществ. Эмпирическими источниками стали 22 глубинных фокусированных интервью, взятых осенью 2007 года у ведущих специалистов в области науки и техники, бизнеса и медицины города Перми. В статье последовательно рассматриваются проблемы взаимоотношения с властью, с общественностью, коммуникации внутри групп (тематика, интенсивность и формы). Выдвигается гипотеза, согласно которой публичное пространство современной России организуется властью, предлагающей и повестку дня для обсуждения, и язык, при помощи которого конструируются публичные высказывания.
В социальном лексиконе европейских обществ давно сложился набор понятий, обозначающих группу людей, обладающих или могущих обладать политической властью — «демос», «этнос», «популюс», «нация», «люди», «народ» и некоторые другие. Оба типа отношений имеют политический характер, связаны с системой присвоения и распределения власти. В своем полном политическом выражении в первом случае речь идет о притязании на какой-то тип автономии некоторой социальной общности, во втором случае — об очерчивании в пределах этой автономной общности некоторой группы лиц, имеющих доступ к участию во власти.
Игорь Кон известен широкому читателю прежде всего как сексолог. Он был первым человеком в нашей стране, заговорившим на литературном русском языке о сексе — предмете, которого, как известно, в СССР не было вовсе (прежде эти темы могли обсуждаться или на медицинском жаргоне, или при помощи обсценной лексики). Однако вклад Кона в российскую интеллектуальную традицию намного весомей. Более того, сама сексология, по его собственному признанию, ученого никогда особенно не интересовала, поскольку он не видел в ней теоретической проблемы. У людей была потребность в знаниях по этому предмету — и вот Кон начал писать о сексуальности. Задача не научная, а исключительно просветительская.
В статье анализируется современный подход к рейтингованию университетов, проводится подробное сравнение методологий рейтингов ведущих университетов мира QS и THE, описываются история создания и методологии рейтингов ARWU и U-Multirank. Также рассматриваются вопросы доверия и приводятся аргументы критиков современной системы рейтингования.
В мире происходит экономическая революция, сравнимая по масштабам с промышленной революцией XIX века. Меняется способ производства — если в течение последних 200 лет работник «прилагался» к машинам, а средства производства поглощали основную часть капитальных затрат, то в «новой экономике» компьютер выступает как относительно универсальное средство производства (как лопата или молоток в доиндустриальной экономике), реализующее уникальные способности работника. В «новой экономике» именно на обучение и оплату высококвалифицированного работника приходится основная часть затрат.
Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить массовый уровень образования, соответствующий «новой экономике». Средняя школа должна обеспечивать эффективные (готовые к производственному применению) знания информационных технологий, английского языка, основ экономики и права. Профессиональная школа должна обучать современным и перспективным технологиям.
В статье в рамках теории систем анализируются ключевые понятия общества риска: угроза, опасность, шанс и т.д.
Статья посвящена обсуждению концепта безопасности, использующегося в современном языке медиа и речи чиновников. При анализе этого понятия была использованы поздние тексты Мишеля Фуко, в частности его работа "Безопасность, территория, население".
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А плох ли тот вуз, которфй не стремится занять верхние строчки университетского табеля о рангах - войти в первую сотню университетов мирового класса? Хотя, казалось бы, на этот вопрос уже давно был дан отрицательный ответ, перспектива принадлежать к "касте избранных" не дает покоя как университетам - региональным лидерам, так и университетам, изначально придерживающимся преподавательской миссии. Конечно, правительства разных стран понимают важность высококачественной профессиональной подготовки национальных кадров и во многих случаях инвестируют в специальные программы, направленные на развитие региональных и национальных образовательных центров (в России таким примером является программа создания и поддержки федеральных иуниверситетов). Вместе с тем их основной интерес и приоритетные усилия достаточно часто направлены именно на создание исследовательских университетов мирового класса.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. А плох ли тот вуз, который не стремится занять верхние строчки университетского табеля о рангах — войти в первую сотню университетов мирового класса? Хотя, казалось бы, на этот вопрос уже давно был дан отрицательный ответ, перспектива принадлежать к «касте избранных» не дает покоя как университетам — региональным лидерам, так и университетам, изначально придерживающимся преподавательской миссии. Конечно, правительства разных стран понимают важность высококачественной профессиональной подготовки национальных кадров и во многих случаях инвестируют в специальные программы, направленные на развитие региональных и национальных образовательных центров (в России таким примером является программа создания и поддержки федеральных университетов). Вместе с тем их основной интерес и приоритетные усилия достаточно часто направлены именно на создание исследовательских университетов мирового класса.
Социологический анализ коррупции не предполагает изначального негативного отношения к этому явлению. Нацелившись на понимание и объяснение неформальных взаимоотношений, мы решили не ограничивать себя описаниями коррупции как криминальной деятельности, заслуживающей уголовного преследования Наша цель, напротив, заключается в описании и проблематизации сложившихся коррупционных отношений, представлении коррупции как своего рода повседневности, окружающей нас рутины. Отказавшись от традиционных формализованных подходов к изучению коррупции (экспертные интервью, фокус-группы, опросы и т. д.), мы остановили выбор на частных доверительных беседах.