• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Нежнов П. Г., Карданова Е. Ю., Рябинина Л. А. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 168-187.

Исследование выполнено в рамках теории культурного развития, разработанной Л.С. Выготским и его единомышленниками. Были сформулированы и эмпирически проверены две гипотезы относительно процесса присвоения учебного содержания, вытекающие из этой теории. Первая касается внутренней логики этого процесса, т. е. необходимой последовательности его этапов и результатов, описание которых задает таксономию педагогических целей. В исследовании апробировалась таксономия, основу которой составляет уровневая схема присвоения знака, намеченная Л.С. Выготским и конкретизированная в работах В.В. Давыдова и его сотрудников. Вторая касается временной характеристики присвоения, которую определяют два теоретических конструкта: понятие зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), согласно которому реальное присвоение учебного содержания выходит за временные рамки процесса обучения, и периодизация культурного развития (Д.Б. Эльконин), определяющая то, как учение вписано в процесс взросления. В исследовании использовался комплект уровневых тестов для школы, разрабатываемый группой российских специалистов с опорой на теорию культурного развития, — Student Achievement Monitoring (SAM). Тестировалось присвоение программы по математике и русскому языку для начальной школы учащимися разных возрастов из разных регионов России. Первая гипотеза проверялась в ходе апробации бланковой формы тестов в регионах Российской Федерации весной 2012 г. В апробации приняли участие более 5000 учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Проверка второй гипотезы проводилась в специальном исследовании, состоящем из двух этапов. На первом этапе тесты SAM по математике и русскому языку были предложены учащимся 4-х, 6-х, 8-х и 10-х классов. На втором этапе, который проходил через год, с помощью тех же тестов были проведены повторные срезы на тех же учащихся. Результаты исследования в целом свидетельствуют в пользу предложенной уровневой схемы: в большинстве задачных блоков, построенных по заданным в таксономии критериям, задачи первого, второго и третьего уровня образуют соответствующую иерархию по трудности. Причем в большинстве случаев возрастание трудности от первого уровня ко второму и третьему носит выраженный, статистически значимый характер. Полученные результаты также подтверждают гипотезу, согласно которой процесс присвоения существенно выходит за пределы собственно обучения: полное присвоение учебного содержания начальной школы происходит примерно к концу основной школы.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Абанкина И. В. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 153-169.
Добавлено: 11 февраля 2010
Статья
Сивак Е. В. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 111-117.

Прослежены основные направления исследований влияния оплаты по результатам в школе на успеваемость учащихся и изменение профессионального поведения учителей. Анализируются методологические особенности тех или иных исследований. Сделан вывод о перспективности использованного В. Лави инструментария для оценки эффективности новых систем оплаты труда учителей.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Агранович М., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2005. № 4. С. 68-80.

Авторы рассматривают проблемы учительского корпуса в России в сравнительной перспективе. Показано, что заработная плата российских учителей значительно ниже зарубежных аналогов. Структура занятости в сфере образования также отличается от международной практики. Обсуждаются сценарии кадрового обеспечения российской школы и отмечается, что существующие тренды могут привести к формированию значительного по масштабам сектора низкокачественного образования.

Добавлено: 3 сентября 2018
Статья
Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83-109.

Широко распространено мнение, что по охвату населения высшим образованием Россия опережает большинство европейских стран. Мы показываем, что, по данным переписи населения 2010 г., лишь 34% россиян в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование. По этому показателю Россия близка к большинству восточноевропейских стран и несколько отстает от западноевропейских. Данные лонгитюдного исследования «Траектории в образовании и профессии» подтверждают этот вывод: лишь около половины школьников, окончивших 9‑й класс в 2012 г., в 2015 г. учились в вузах. Массовизация высшего образования в России соответствует общеевропейскому тренду. В России, как и в других странах, в последние десятилетия меняется гендерный состав студентов: девушки поступают в вузы с большей вероятностью, чем юноши. Анализ социально-демографических характеристик учащихся с разными образовательными траекториями указывает на значительное социальное неравенство в российской системе образования. 84% детей родителей с высшим образованием поступают после школы в вузы. Среди детей родителей без высшего образования таких только 32%. Образовательной «развилкой», наиболее важной для формирования неравенства, является переход после 9‑го класса. Дети из менее социально привилегированных семей уходят на этой стадии в систему среднего профессионального образования. Образовательный переход после 11‑го класса менее важен: как минимум 80% учеников 10–11‑х классов впоследствии поступают в вузы. 

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Малошонок Н. Г. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35-60.

Использование нечестных приемов студентами в своей учебной деятельности является важной проблемой для системы высшего образования во многих странах, в том числе и в России, и приводит к негативным экономическим последствиям. Вопрос о том, почему студенты выбирают нечестные способы получения оценок вместо того, чтобы вовлекаться в учебный процесс и получать как можно больше знаний и полезного опыта в университете, изучался во многих эмпирических работах, в особенности зарубежных авторов. При этом большинство этих работ сосредотачивали внимание на нечестных практиках, не рассматривая причины и факторы, которые могут обуславливать честное поведение в университете. Рассматривая студенческую вовлеченность как явление, противоположное нечестному поведению, в данной работе предлагается концептуальная модель влияния фактора честности среды университета на разные аспекты вовлеченности учащихся в университете. Выдвинутая в рамках концептуальной модели гипотеза о взаимосвязи характеристик честности образовательной среды проверяется с помощью эмпирического исследования. В статье используются данные, собранные в рамках проекта «Мониторинг студенческих характеристик и траекторий», реализованном в учебных заведениях Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента. Результаты анализа данных о студентах экономических и менеджериальных направлений подготовки 8 российских университетов позволяют в целом подтвердить выдвинутую гипотезу.

Добавлено: 4 октября 2015
Статья
Салми Дж., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25-68.

Авторы анализируют реализованные в течение последних 15 лет в разных странах мира инициативы по достижению выдающихся результатов в секторе университетского образования. На основании международного опыта и оценки последних преобразований в системе высшего образования в России они приходят к выводу, что целями проектов по повышению конкурентоспособности российских университетов должны быть: интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и постбакалавриата в ведущих университетах; адресная помощь перспективным молодым исследователям; интернационализация образования; реформа управления.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Каспржак А. Г., Бысик Н. В. Вопросы образования. 2014. № 4.

В настоящей статье обсуждаются результаты пилотного исследования, выполненного в 2013-14гг. в рамках международного сравнительного исследования «Asia Leadership Project». Исследование, в котором  наряду с Россией, принимают участие Австралия, Гонконг, Индонезия, Малайзия и Сингапур, является продолжением изучения школьных лидеров в странах Европы и Америки в 2006-2008 годах. 

В статье, на основании анализа данных статистической отчетности по Российской Федерации в целом, Москве и Красноярскому краю, предпринята попытка нарисовать портрет среднестатистического директора образовательной организации, выделить его специфические региональные особенности (возраст, гендерный состав, стаж, квалификация и т. д.). 

По результатам анализа  стилей принятия решения (методика Алана Роу)  руководителями школ Москвы, Красноярска и победителями профессионального конкурса «Директор школы»,  сделан вывод относительно того, что контекстные факторы, личностные и профессиональные установки директора существенно влияют на характер школьного лидерства.

Предпринята попытка  описать,  как изменился стиль управления школой в последние десятилетия, что представляют собой  способы управления, которые практикуют директора российских школ, сравнить их с практикой  канадских коллег, определить, что это означает для управленцев.

В заключение статьи описывается замысел (дизайн) масштабного исследования, которое  планируется провести по этой тематике в 2014-ом году. 

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Чепуренко А. Ю. Вопросы образования. 2017. № 3. С. 250-276.

В статье в полемиче- ском ключе рассматриваются соци- альные, академические и организа- ционные аспекты обучения предпри- нимательству в ведущих российских университетах. Автор критикует не- которые распространенные подхо- ды к обучению предпринимательству в российских вузах и обосновывает концепцию и структуру трехзвенно- го общеуниверситетского факульта- тива по инновационному предпри- нимательству, помогающего студен- там развить или сформировать у себя важнейшие предпринимательские компетенции. Показаны основные ограничения (риски) и возможности (шансы) университетов, которые бу- дут готовы реализовывать данную мо- дель обучения.

Добавлено: 14 ноября 2017
Статья
Радаев В. В. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 271-293.

Рассматриваются основные правила подготовки и оформления текста, предназначенного для публикации в научном журнале. Даны рекомендации по выбору названия для статьи, планированию работы, выбору жанра публикации, по содержанию основных разделов текста, редакторской обработке написанного.

Добавлено: 23 сентября 2012
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 260-296.
Добавлено: 30 марта 2009
Статья
Куракин Д. Ю., Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 22-39.

К анализу дотеоретических оснований социологии образования: экспликация базовых метафор

Добавлено: 13 февраля 2013
Статья
Куракин Д. Ю., Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 22-39.

Статья посвящена анализу метафорических оснований социологических исследований образования. Авторы на конкретных примерах из собственных эмпирических проектов показывают механику работы исследовательских языков описания. Используя теорию метафоры в качестве инструмента экспликации аксиоматических допущений, они рассматривают социологическое исследование как серию «переводов» между взаимонепроницаемыми языковыми мирами (миром здравого смысла, миром социологической теории, миром управленческих решений). Обсуждаются методологические последствия метафорических смещений и эффектов «неконтролируемой экспансии метафоры».

Добавлено: 16 декабря 2012
Статья
Полищук Л. И., Ливни Э. Вопросы образования. 2005. № 1. С. 70-86.
Добавлено: 6 января 2009
Статья
Мешкова Т. А. Вопросы образования. 2010. № 3. С. 115-134.

Рассматриваются предпосылки и методологические основы формирования понятия «культура качества» и обосновывается необходимость более последовательного и системного включения в это понятие аспектов деятельности вузов, связанных с поддержкой качественной и эффективной педагогической деятельности. Представлены цели, методология и основные результаты первого этапа проекта «Поддержка качества преподавания в высшем образовании», реализуемого программой ОЭСР «Институциональное управление в высшем образовании». На примере вузов - участников проекта рассмотрены приоритетные направления обеспечения качества преподавания, причины разработки различных инициатив по обеспечению качества преподавания, их участники и механизм реализации. Представлены результаты участия ГУ-ВШЭ в первом этапе данного проекта.

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Кравченко Д. А. Вопросы образования. 2018. № 4. С. 99-115.

Представлены результаты исследования валидности заданий на  взаимное оценивание, применяемых в массовых открытых онлайн-курсах, в  рамках двух психометрических теорий: классической и  современной. С  применением классической теории были получены данные о  конвергентной валидности задания на  взаимное оценивание, о низком уровне его критериальной валидности и  рассогласованности в оценках экспертов. С помощью современной теории тестирования удалось выявить эффекты строгости и  снисходительности экспертов, установлено, что эксперты в целом являются снисходительными к студентам и склонны завышать баллы. На основе полученных данных обсуждаются достоинства и недостатки использованных психометрических теорий, а также возможности их комбинирования.

Добавлено: 12 февраля 2019
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2011. № 4. С. 58-66.

Обсуждается идея создания списка «100 книг ВШЭ» как университетского читательского канона. Анализируется многолетний издательский проект Русской христианской гуманитарной академии «Русский путь».

Добавлено: 15 сентября 2012
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2011. № 4. С. 34-41.
Добавлено: 24 ноября 2011
Статья
Клячко Т. Л. Вопросы образования. 2013. № 3. С. 230-235.

Комментарии к эссе Майкла Барбера, Кейтлин Доннелли, Саада Ризви «Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция».

Добавлено: 25 ноября 2013
Статья
Абрамов Р. Н. Вопросы образования. 2013. № 3. С. 59-64.

Автор подробно анализирует предпосылки работы, проведенной М. Холлом и Дж. Фаркасом, в частности указывает на не упомянутые ими социологические концепции, значимые с точки зрения проблемы социального неравенства, которая является предметом их изучения. Подробно охарактеризовано также Национальное лонгитюдное исследование молодежи, данные которого легли в основу построенных М. Холлом и Дж. Фаркасом моделей. Полученные ими результаты сопоставляются с отдельными исследованиями трудовых отношений, проведенными в России.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 288-314.

История отечественного образования, несмотря на кажущееся обилие публикаций,- дефицитная область. Отсутствие качественных исследований является серьезной помехой в проведении модернизационных реформ. В статье на примере анализа нескольких исследовательских и издательских практик описаны типичные случаи подмены, манипуляции историей, предлагающиеся потребителю под видом добросовестных сочинений. Предложены основные навигационные инструменты, которые помогают ориентироваться в современной продукции, заполняющей историко-образовательную нишу.

Добавлено: 2 декабря 2012