• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 229 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Василенко Ю. В. Полис. Политические исследования. 2005. № 5. С. 80-91.

В статье предложена типология испанского консерватизма как политической идеологии, сохранявшей известную доктринальную преемственность на протяжении последних пяти столетий. Выделяя в истории испанского консерватизма три этапа – генетический (с конца XV по конец XVIII в.), классический (с конца XVIII по 60-е годы XX в.) и современный (с 1960-х годов), – автор показывает, что их специфика обуславливалась характером тех вызовов, с которыми сталкивалось испанское общество: поиск ответа на протестантский вызов (Реформация XVI в.) определил его генезис и общие особенности.

Добавлено: 1 ноября 2015
Статья
Урнов М. Ю. Полис. Политические исследования. 1991. № 1.

Вряд ли нужно специально доказывать, что эффективность демократии во многом зависит от того, насколько хорошо власть и общество знают друг друга. К сожалению, у нас в стране это знакомство имеет пока еще несколько однобокий характер. Общественное мнение в последнее время анализируется довольно интенсивно. Что же касается социологического изучения представителей власти, то оно, как мне кажется, еще явно недостаточно. Хочется надеяться, что предлагаемое исследование политического сознания народных депутатов Российской Федерации* хотя бы немного поможет сгладить эту диспропорцию.

Добавлено: 8 ноября 2012
Статья
Туровский Р. Ф., Колосов В. А. Полис. Политические исследования. 1997. № 1. С. 1-12.

К середине января 1997 г. губернаторские выборы закончились в 47 регионах из 52, в которых они были намечены (в Тульской и Кемеровской областях голосование отложено). В трех субъектах РФ предстоят повторные выборы — в Агинском Бурятском АО, Амурской области и Эвенкийском АО. Лишь 23 прежних главы исполнительной власти сумели добиться переизбрания: яркое свидетельство того, что даже мощных административных рычагов, сосредоточенных финансовых ресурсов, контроля над местными средствами массовой информации и властной вертикалью, которыми обычно обладает действующий губернатор, еще недостаточно для победы. Одновременно такой исход голосования говорит о недовольстве избирателей социальной ситуацией в регионе в целом и работой региональных властей как таковых.

Добавлено: 23 апреля 2020
Статья
Туровский Р. Ф. Полис. Политические исследования. 2001. № 1. С. 138-156.

Статья посвящена одному из важных направлений в политической науке - регионалистике, которая включает в себя большой комплекс междисциплинарных исследований (экономика, география, этнология, культурология, правоведение). Такой подход позволяет анализировать региональную структуру государства и разрабатывать эффективную региональную стратегию.

Добавлено: 24 апреля 2020
Статья
Ледяев В. Г. Полис. Политические исследования. 2003. № 2. С. 86-95.
Добавлено: 30 июня 2009
Статья
Малинова О. Ю. Полис. Политические исследования. 2016. № 6. С. 139-158.

Статья посвящена одному из аспектов политики идентичности – эволюции официального исторического нарратива, который описывает генеалогию сообщества, стоящего за Российским государством и «объясняет», каким образом его прошлое «определяет» настоящее и будущее. Исследование опирается на теоретическую модель, концептуализирующую историческую составляющую политики идентичности и выделяющую ее структурные факторы в российском контексте.

Автор прослеживает формирование официального исторического нарратива, выделяя два больших периода, связанных со сменой концепции – от «новой России» к «тысячелетнему великому государству», – которые в целом совпадают с президентством Б.Н. Ельцина и В.В. Путина – Д.А. Медведева. Конструирование нарратива, поддерживающего новую российскую идентичность, осложняется необходимостью совмещения двух разных культурных моделей работы с прошлым – «проработки трудного прошлого / коллективной травмы» и консолидации макрополитического сообщества. В 1990-х гг. официальный нарратив отчасти интегрировал дискурс «преступления и травмы», однако не справился с задачей консолидации нации. В 2000-х гг. предпочтение было отдано апологетическому принципу работы с прошлым, результатом чего стала эклектическая конструкция, в рамках которой теме «преступления и травмы» отводилась маргинальная роль. Попытки связывания официального нарратива в 2010-х гг., с одной стороны, связаны с продвижением апологетической концепции национального прошлого, которая рассматривается как «идеологическое оружие» в борьбе с внешними и внутренними врагами. С другой стороны, новый раунд дискуссий о коллективном прошлом открывает определенные окна возможностей для сторонников «проработки трудного прошлого».

Добавлено: 20 ноября 2016
Статья
Камалова Р. У. Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 147-161.

В статье анализируется распределение влияния при принятии коллективных решений в Европейском парламенте в семи созывах (с 1979 по 2014 г.). Влияние участника голосования понимается как его способность повлиять на результат голосования в процессе принятия коллективных решений, зачастую оно не пропорционально доле мест, которым участник обладает. Для оценки влияния европейских политических групп используются классический индекс влияния Банцафа (для измерения потенциального влияния в отсутствие ограничений на создание коалиций) и индекс влияния, учитывающий предпочтения по формированию коалиций (для измерения действительного влияния). Классические индексы влияния рассчитываются на основании распределения мест между участниками голосования (фракциями) и формализованного правила принятия решений, т.е. не включают никакой информации об интересах участников. Предпочтения групп относительно друг друга позволяют ввести в анализ систему отношений в органе, принимающем решение, и в настоящей статье моделируются на основании данных о поименных голосованиях членов Европейского парламента. Чем менее популярна позиция депутата, тем в меньшем количестве коалиций он/она сможет состоять и тем менее влиятельным будет. Так, было показано, что идеологическая «гибкость» немногочисленной группы либералов Европейского парламента и их готовность вступать в коалиции с партнерами как слева, так и справа способны значительно увеличить влияние небольшой фракции. В свою очередь, невозможность вступать в коалиции по идеологическим причинам может привести к тому, что влияние фракции будет меньшим, чем потенциальное. 

Добавлено: 30 мая 2016
Статья
Ахременко А. С. Полис. Политические исследования. 2012. № 1. С. 113-135.

Статья посвящена вопросам оценки эффективности государственной власти. Рассматривая современные зарубежные подходы к данной проблеме, автор выбирает в качестве базовой трактовку эффективности как отношения полученных результатов и затраченных ресурсов. Основанная на таком подходе количественная оценка отдельных центров принятия решений дополняется оценкой системного уровня эффективности. Последний определяется автором как совокупность структурных связей между отдельными социальными, экономическими и политическими процессами. Приведенные в работе результаты пилотного эмпирического исследования включают численную оценку эффективности систем здравоохранения в регионах России, а также предварительные выводы относительно системной эффективности российского государства в данной сфере.

Добавлено: 28 ноября 2012
Статья
Энтина Е. Г., Энтин М. Л., Войников В. В. Полис. Политические исследования. 2019. № 4. С. 89-103.

Рано или поздно все интеграционные объединения, использующие механизмы наднационального правового регулирования, принятия и исполнения решений, сталкиваются с проблемами конституционализации. Им надо выстраивать стройную непротиворечивую систему отношений между наднациональными, межправительственными и национальными властными органами, между наднациональными и национальными источниками права. Им требуется преодолевать препятствия, лежащие на пути построения общего экономического пространства, снимать противоречия, вызываемые потребностями обеспечения четырех базовых свобод общего рынка. Конституционализация дает для этого и теоретическую базу, и необходимый инструментарий. Впервые с этой проблемой столкнулся Европейский Союз. Он пошел по пути иерархизации отношений и права. Евросоюз сформировал обособленную правовую систему, придав внутреннему правовому порядку объединения набор качественных характеристик, считающихся на настоящий момент, в какой-то степени, классическими. Первостепенное внимание было уделено им выработке основополагающих ценностей, которые приобрели для него системообразующее значение, и постепенному, шаг за шагом, выдвижению на авансцену законотворческого процесса такого наднационального органа, как Европарламент. Опыт, накопленный ЕС в этой сфере, может принести большую пользу Евразийскому экономическому союзу, также формируемому по лекалам наднационального институционно-правового строительства.

Добавлено: 25 сентября 2019
Статья
Перегудов С. П. Полис. Политические исследования. 2010. № 5. С. 111-128.
Добавлено: 9 февраля 2011
Статья
Семененко И. С. Полис. Политические исследования. 2016. № 4. С. 8-28.

Политика идентичности – одно из ключевых направлений современной публичной политики. В статье аргументируется гипотеза о происходящей смене приоритетов проводимой государством политики идентичности, ставится вопрос о ее возможностях, ограничениях и рисках. В условиях подъема волны “нового национализма” в странах с развитыми гражданскими институтами и относительно высоким уровнем социального благосостояния трансформируются механизмы формирования гражданской идентичности на уровне национально-государственных сообществ. Тенденции федерализации и децентрализации управления в Европе отчетливо выявляют этнополитическую составляющую политики идентичности в разных ее проекциях – лингвистической, экономической, культурной. Наблюдается рост вариативности практик нациестроительства, не вписывающихся в сложившуюся универсалистскую трактовку национальной государственности. Пересматривается само понимание “национального”. Приоритет политики идентичности – управление разнообразием в многосоставных обществах. По итогам анализа трех “казусов” регулирования этнонациональных отношений в европейских странах с автохтонными меньшинствами, имеющими разный уровень политико-правовой, экономической и культурной автономии, сделан вывод о переформатировании моделей поддержания гражданского согласия в рамках национального государства. Такие изменения обусловлены в том числе формированием многоуровневых политических пространств и растущей потребностью в управлении межэтническими взаимодействиями в условиях массовых миграционных потоков. В этом последнем контексте сферы социального государства и культурной политики – ключевые и, в то же время, наиболее проблемные для регулирования в странах с устойчивыми политическими институтами. Эффективными ресурсами снижения уровня межэтнической напряженности в многосоставных обществах являются не только инновационное развитие территорий компактного проживания меньшинств, но и формирование долговременных перспектив и приоритетов развития всего национально- государственного сообщества в целях позитивного совмещения гражданской и этнической идентичности в повседневных взаимодействиях. Становление института “активного гражданства” – ключевой компонент гражданской идентичности. Ориентация на развитие должна стать консолидирующим основанием современных наций, основанием гражданского согласия

Добавлено: 1 августа 2017
Статья
Паин Э. А., Федюнин С. Ю. Полис. Политические исследования. 2020. № 1. С. 114-134.

Политика мультикультурализма, получившая в последней трети XX в. широкое признание как в академических, так и в политических кругах, ныне переживает кризис, требует переосмысления или замены на другую модель, способную соединить достоинства мультикультурализма в поддержании культурного разнообразия с необходимостью общественной консолидации. В статье рассматриваются преимущества пока мало известной модели управления разнообразием, получившей наименование “интеркультурализм”. Дается характеристика практики реализации концепции интеркультурализма на примере канадской провинции Квебек и программы Совета Европы “Межкультурные города” (Council of Europe’s Intercultural Cities Program). В фокусе внимания настоящей статьи – анализ возможностей применения данной модели управления в сфере урегулирования этнополитических отношений в современной России. Обосновывается необходимость обновления концепции “национальной политики” за счет включения элементов концепции интеркультурализма в ее методологию. В статье анализируются российские ограничения на использование модели интеркультурализма в практике регулирования межкультурных отношений, но одновременно указывается на сближение этнополитических тенденций, проявляющихся в России и других странах глобального Севера. Настоящая статья опирается на результаты исследовательского проекта “Новые подходы и методы регулирования этнополитических отношений на территории крупнейших городских агломераций России”, и в частности на материалы социологических исследований, проведенных в трех городах-миллионниках РФ (Пермь, Ростов-на-Дону и Уфа). Для каждого из трех кейсов предлагается анализ особенностей существующих механизмов взаимного приспособления этнически различных групп городского населения.

Добавлено: 28 января 2020
Статья
Казанцев А. А. Полис. Политические исследования. 2017. № 3. С. 8-29.

В статье обсуждается становление и кризис “мейнстрима” как политики управления национальным государством, сформировавшейся на основе симбиоза правых и левых идеологических подходов. Это явление возникло в развитых демократических странах в период 1990-х – начала 2000-х годов и было обусловлено крахом советской системы, ускорением глобализации и связанным с этим экономическим ростом, усилением влияния среднего класса и господством экономического детерминизма. Политика “мейнстрима” стала результатом консенсуса формально противостоящих друг другу правоцентристского и левоцентристского крыла политической системы, определившего общие контуры управленческой и экспертной практики. Углубляющийся кризис этой политики к середине 2010-х годов определялся отрывом как “правого”, так и “левого” крыла сил “мейнстрима” от соответствующих традиционных электоральных групп, а также неспособностью ядра “мейнстрима” справиться с вызовами со стороны альтернативных партий и политических движений, получающих все больший процент голосов на демократических выборах в условиях кризиса “среднего класса”. Победа на президентских выборах в США Д. Трампа, Brexit в Великобритании, электоральные успехи движения “Пяти звезд” и поражение на конституционном референдуме левоцентристского правительства М. Ренци в Италии, а еще ранее – мобилизационные успехи радикальных движений “Оккупай Уолл-стрит” и “Движения чаепития” в США и т.п. провоцируют дальнейшее разрушение этого ядра. Рост числа сторонников альтернативных движений показывает, что традиционным партиям западных обществ все сложнее вырабатывать стратегии защиты и борьбы с новыми политическими движениями. Опора альтернативной политики – “популизм”, предполагающий обращение напрямую к гражданам без использования укоренившихся в “мейнстриме” фильтров в виде партийного руководства, устранение ограничений политкорректности, и, в конечном итоге, выход за пределы сложившегося консенсуса. В настоящий момент альтернативные движения нашли только форму, позволяющую серьезно расшатать систему “мейнстрима”, но не содержание, способное заменить его установки и управленческие практики. Однако и простое возвращение к периоду устойчивых и конкурентных партийно-политических систем, существовавших до становления “мейнстрима”, также невозможно. Углубляющийся политический кризис будет вызывать к жизни новые формы альтернативной политики разной степени успешности. В качестве выводов исследования представлены соображения о влиянии взлета альтернативных движений на современный политический процесс.

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Исаев Л. М., Коротаев А. В. Полис. Политические исследования. 2015. № 2. С. 117-136.

C 26 по 28 мая 2014 г. в Египте прошли очередные президентские выборы. Большинство принявших участие в голосовании египтян (96,91 %) проголосовало в пользу экс-министра обороны Абд ал-Фаттаха ас-Сиси в то время, как лишь 3,09 % голосов было отдано за лидера левых кругов, председателя Египетского народного движения Хамдина Сабахи. Известно, что основным противником избрания нового президента было запрещенное движение «Братья-мусульмане», чей фактический лидер Мухаммед Мурси был отстранен от власти в результате «революции 30 июня», а действие принятой в декабре 2012 г. в ходе его правления конституции было приостановлено. Ассоциация призывала своих сторонников бойкотировать президентские выборы 2014 г. Проведенный нами математический анализ результатов египетских президентских выборов мая 2014 г. показал, что уровень поддержки египтянами «Братьев-мусульман» за первые пять месяцев этого года очень заметно вырос (особенно в Среднем Египте), а однозначно более высокий уровень поддержки у современных властей сохранялся в мае 2014 года только в большинстве провинций Дельты и Порт-Саиде. 

Добавлено: 21 апреля 2015
Статья
Гончаров Д. В. Полис. Политические исследования. 1995. № 6. С. 129-137.
Добавлено: 29 октября 2013
Статья
Нисневич Ю. А. Полис. Политические исследования. 2013. № 4. С. 62-74.

Рассматривается постановка проблемы политической ответственности, объектом которой выступает общество. Определены индивидуальные и коллективные субъекты политической ответственности на основных стадиях политического процесса - стадии завоевания публичной власти и стадии ее использования. Анализируются сущностные характеристики политической ответственности политиков, избираемых и назначаемых политических должностных лиц публичной власти и избирателей, а также партий, политических институтов публичной власти и объединений граждан. Оцениваются меры и механизмы принуждения к политической ответственности, в частности, такие как выборность и сменяемость по результатам выборов политических должностных лиц публичной власти и гражданский контроль ее деятельности.

Добавлено: 7 августа 2013
Статья
Перегудов С. П. Полис. Политические исследования. 2009. № 6.
Добавлено: 2 февраля 2010
Статья
Филиппов А. Ф. Полис. Политические исследования. 2006. № 3.
Добавлено: 1 декабря 2010
Статья
Гринин Л. Е., Коротаев А. В. Полис. Политические исследования. 2019. № 6. С. 81-94.

В статье анализируется ряд политических аспектов современного исламизма. Авторы показывают, как ведет себя исламизм в оппозиции (где он чувствует себя увереннее) и что случается, когда исламисты приходят к власти легитимным путем. Исламизм – это не нечто поверхностное, а глубинная и всеобъемлющая субстанция исламских обществ, поэтому крайне важно различать радикальный и умеренный исламизм, опираться на последний для ослабления первого, поскольку именно умеренный исламизм может стать позитивной и перспективной частью политического спектра исламских стран. Уменьшить опасность радикального, террористического исламизма одной только силовой борьбой с ним невозможно. Можно надеяться, что он пойдет на убыль в случае, если удастся разделить его с умеренным исламизмом и сделать последний более респектабельным, открытым, вовлеченным в нормальную политическую жизнь.

Добавлено: 14 ноября 2019
Статья
Гельман В. Я., Ланкина Т. Полис. Политические исследования. 2006. № 7. С. 86-109.
Добавлено: 30 октября 2013
Статья
Барсукова С. Ю., Денисова-Шмидт Е. В. Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 110-125.

 Статья посвящена финансовому участию российского бизнеса в избирательных кампаниях. На основе интервью с политтехнологами, представителями законодательной и исполнительной власти, предпринимателями выявлены различные формы и логики вовлечения бизнеса в избирательный процесс. Финансовое участие бизнеса в избирательных кампаниях может трактоваться как “политические инвестиции” бизнеса. Эти инвестиции могут носить как пассивный (вынужденный), так и активный (добровольный) характер. В статье приводится пример Ульяновской области, где смена губернаторов приняла форму борьбы различных финансово-промышленных групп за доступ к ресурсам региона. Однако эта стратегия сопряжена с риском ввиду соблазнов выдвиженца со временем расторгнуть прежние договоренности. Для минимизации подобных рисков, а также ввиду потребности обеспечить себе защиту, завязать полезные знакомства или расширить экономические возможности бизнеса, предприниматели пытаются получить депутатские мандаты. Авторы делают вывод, что электоральный процесс является для бизнеса и тяжелой ношей, и окном возможностей. 

Добавлено: 27 мая 2020