• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Калгин А. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 2. С. 215-239.

Цель данной статьи – знакомство читателя с исследованиями в области «мотивации к государственной службе» (public service motivation, далее – PSM), их историей и современными направлениями. Исследований, посвященных PSM, множество. Но российскому читателю эта тематическая область знакома недостаточно: так, только в последние годы появились переводы на русский язык основного исследовательского инструмента – шкалы PSM. В мировой науке о государственном управлении исследования PSM давно стали общепризнанными и обзавелись собственными классиками. В данном обзоре мы знакомим читателя с этой литературой, а также с теми направлениями, в которых развиваются исследования PSM. Мы включаем в наш обзор и немногочисленные существующие на сегодняшний день российские публикации и воспроизводим перевод шкалы PSM.

Добавлено: 27 октября 2020
Статья
Иванова Н. Л., Васильев О. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 171-186.

Статья посвящена проблеме формирования кадровой политики в государственном управлении. Показаны основные тенденции развития, проблемы и принципы реализации кадровой политики. Особое внимание уделяется вопросам формирования гражданской и профессиональной идентичности работников органов госуправления. На примере реализации кадровой политики в деятельности органов управления Вологодской области показаны некоторые эффективные способы решения проблем работы с кадрами в органах государственного и муниципального управления.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Шейман И. М., Шевский В. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 143-163.

В настоящее время в российском здравоохранении накопилось много серьезных кадровых проблем, в ряду главных из них – низкий уровень планирования кадров, дефицит многих категорий работников, серьезные диспропорции в их составе. Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы посмотреть на российские проблемы сквозь призму мировых процессов кадрового обеспечения здравоохранения. За основу взяты три направления развития: 1) повышение эффективности использования врачебных ресурсов, 2) поиск оптимального уровня специализации врачебной деятельности, 3) изменения в разделении труда между отдельными профессионально-квалификационными группами работников отрасли. Такое сравнение дает возможность выделить разные типы развития кадрового обеспечения в России и за рубежом и с этих позиций более критично посмотреть на главные концептуальные документы российского здравоохранения. Делается вывод о существенном отклонении тенденций развития кадровых ресурсов в российском здравоохранении от стратегий, доминирующих в западных странах. Во-первых, существуют значительные различия в положении врачей в системе здравоохранения в России и за рубежом – размере и структуре оплаты труда, формах занятости, организационно-правовом статусе. Они во многом определяют отставание нашей страны по показателям качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов отрасли. Во-вторых, в западных странах прилагаются усилия по преодолению чрезмерной специализации врачебного труда, особенно в сфере первичной медицинской помощи. В России процесс специализации продолжается, порождая серьезные структурные диспропорции в кадровых ресурсах и неудовлетворительное состояние первичной медицинской помощи. В-третьих, в зарубежном здравоохранении усиливается процесс разделения труда между врачами и средним медицинским персоналом, а также новыми категориями работников, что снижает объем рутинных функций, выполняемых врачами. В российском здравоохранении этот процесс идет значительно менее интенсивно. Выделенные тенденции дают основания для практических рекомендаций для кадровой политики в российском здравоохранении.

Добавлено: 17 апреля 2015
Статья
Иванова Н. Л., Шванова И. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 1. С. 126-139.

Улучшение условий жизнедеятельности наряду с развитием современной медицины вызывают стремительный рост доли лиц старше официально признанного трудоспособным возраста как во всем мире, так и в структуре населения Российской Федерации, в том числе, на государственной службе. Данный процесс вызывает необходимость поиска путей эффективного использования профессионального потенциала чиновников, перешагнувших за данную возрастную грань. Существующая сегодня система управления кадрами на государственной службе, не достаточно учитывает возрастные и психологические особенности государственных служащих старших возрастов, и, как следствие, не создает условия, необходимые для эффективной реализации их потенциала, знаний и навыков, накопленных за годы службы. В статье анализируются особенности карьеры данной категории государственных служащих на основе результатов исследования, проведенного в сотрудничестве с факультетом оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС при Президенте РФ. Результаты анкетирования позволили выявить как личностно-профессиональные качества пожилых чиновников, как повышающие их востребованность на рынке труда, так и производящие обратный эффект,  так и востребованность государственных служащих старше 60 лет на различных уровнях государственного управления, а также области, в которых могут проявить себя наилучшим образом как действующие государственные служащие старше 60 лет, так и чиновники, вышедшие на пенсию. В заключении представлены ряд мер, которые могли бы помочь в решении проблемы реализации социально-трудового потенциала государственных служащих старшей возрастной группы.

Добавлено: 27 апреля 2018
Статья
Иванова Н. Л., Дубиненкова Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4. С. 176-188.

В статье проведен анализ Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. на основе заложенных в программе конечных результатов. Особое внимание было уделено коэффициенту доступности жилья и годовому объему ввода нового жилья. Проведены расчеты, доказывающие неэффективность программы. Предложен альтернативный подход к решению жилищного вопроса, в основе которого лежит идея воссоздания нового облика России через призму масштабного развития малоэтажного домостроения.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Калгин А. С., Калгина О. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 145-171.

В работе оценена роль черт личности в объяснении карьерных предпочтений и карьерных траекторий студентов одного из российских вузов. На данных опроса (N = 804) с использованием краткого опросника Большой пятерки (TIPI) показано, что студенты, выбирающие органы государственной власти в качестве места работы, значимо отличаются по структуре черт личности от студентов, стремящихся работать в частном секторе. Так, для выбирающих органы государственного управления характеры более высокие значения по шкалам «добросовестности» и «экстраверсии», и более низкие значения по шкале «открытости опыту».  В то же время анализ результатов панельного исследования (N = 184), проведенного спустя два года после выпуска, показывает, что работающие в государственном секторе выпускники во время прохождения опроса отличались более высокими значениями по шкале «эмоциональная стабильность». Таким образом, стремятся работать в государственных органах люди с одними характеристиками личности, а остаются на работе, по-видимому, другие. Приводятся рекомендации относительно более широкого использования панельных данных в анализе механизмов отбора и само-отбора на государственную службу.

Добавлено: 9 октября 2018
Статья
Мерсиянова И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 197-211.
В статье показано, что деятельность НКО по решению вопросов местного значения является ожидаемой и востребованной со стороны должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих. Это способствует укреплению позиций местных НКО как реальных элементов системы местного самоуправления, которые потенциально могут приобрести важный признак институционального характера – правовое оформление. Устойчивости некоммерческого сектора на местном уровне могли бы способствовать формы взаимодействия власти и общественности. Однако их потенциал раскрыт пока не достаточно. В связи с этим становится необходимой разработка мер поддержки НКО со стороны органов местного самоуправления, которые в конечном итоге будут способствовать укреплению самих систем местного самоуправления в российских муниципальных образованиях как систем самоорганизации населения для управления процессами, связанными с его жизнеобеспечением.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Авдашева С. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 207-212.

Статья содержит оценку содержания аналитического доклада «Состояние системы государственного кон­троля в Российской Федерации». Доклад продолжает серию, посвященную критической оценке результатов реформирования системы государ­ственного управления и административных процедур в России. Глав­ный предмет доклада – влияние вступившего в конце 2008 г. Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей» на положение малого и среднего бизнеса в России. Од­нако выводы, которые могут быть сделаны после чтения этого докла­да, гораздо шире и относятся к условиям всех преобразований сверху, осуществляемых в России. На примере введения в действие этого За­кона можно оценить, каковы могут быть масштабы преобразований, нацеленных на поддержку отдельных групп бизнеса, каковы основные факторы и препятствия результативности этих преобразований. До­клад представляет ответ на вопрос, почему перспективные реформы в России зачастую просто вязнут.

Добавлено: 3 ноября 2012
Статья
Авдашева С. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 207-212.

Аналитический доклад «Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации» продолжает серию, посвященную критической оценке результатов реформирования системы государственного управления и административных процедур в России. Главный предмет доклада – влияние вступившего в конце 2008 г. Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на положение малого и среднего бизнеса в России.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Головщинский К. И., Шамрин А. Т. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 113-136.
В статье рассматриваются проблемы законодательного регулирования федеральной контрактной системы в Российской Федерации. Предложена концепция проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе». Предлагаемая концепция исходит из необходимости законодательного регулирования ключевых процессов создаваемой федеральной контрактной системы: единого цикла обеспечения государственных нужд, системы мониторинга и контроля результатов исполнения государственных контрактов, особого порядка приобретения дорогостоящих товаров, управления контрактными рисками, выбора способа размещения заказа, применения антидемпинговых мер, использования процедур простых закупок, информационное обеспечение государственного заказа. Приводится проект примерной структуры законопроекта «О федеральной контрактной системе».
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Барабашев А. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163-194.

Вместо ожидаемой глобализации государственного управления, понимаемой как становление «единого космополитического государства», наблюдается обусловленное неравномерностью инновационного развития расслоение современного мира, усиление ситуативной конкуренции государств и разных укладов жизни, подвергающихся давлению инновационного развития. Неопределенность инновационного развития стала основой современного кризиса государственного управления. В статье вводится понятие административного кризиса как одного из аспектов кризиса государственного управления, неадекватности существующих административных механизмов управления имеющимся вызовам. Показано, что основные административные парадигмы государственного управления, описывающие государство как систему органов и административных механизмов управления и систему государственной службы, трансформируются под воздействием административного кризиса. Рассмотрены основные теории и модели государства и государственной службы, возникающие в административных парадигмах под воздействием административного кризиса.

Добавлено: 17 октября 2016
Статья
Оболонский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 145-170.

Статья посвящается новейшей истории и современному состоянию кадровых аспектов государственного управления, иными словами – серьезной модернизации теории бюрократии и практическим попыткам ее совершенствования. Дан обширный библиографический анализ специальной, главным образом американской литературы в данной области, содержащий в том числе критические оценки последствий реформ и состояния американской госслужбы. Проводятся аналогии с состоянием аналогичной российской системы. Главный вектор изменений – стремление к дебюрократизации исполнительной власти, поиск ее новой, ограниченной по функциям и подконтрольной гражданскому обществу модели, в частности повышение уровня человеческого капитала, занятого в госаппарате через радикальное обновление его кадров, всемерное развитие НКО. Эра «большого правительства» пришла к концу. Процесс реформирования оказался нелегким, неоднозначным по кратковременным последствиям, со взлетами, затуханиями и периодической корректировкой избранного пути, но с неизменной общей направленностью. А в более широком плане он представляет значительный интерес с точки зрения общей теории государства, поскольку происходящее можно охарактеризовать как поиск нового типа государства, более соответствующего современным реалиям и потребностям.

Добавлено: 9 июня 2014
Статья
Радаев В. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 33-59.

В статье оценивается регулирующее воздействие Закона о торговле (2009 г.). Для выявления участников рынка, выигравших и проигравших от принятия данного Закона, используются данные стандартизованного опроса 512 ритейлеров и поставщиков, проведенного в ноябре–декабре 2010 г. в пяти крупнейших российских городах. Для анализа масштабов и динамики административного воздействия по признакам нарушения Закона о торговле используется статистика ФАС России за 2010–011 гг. Делается вывод о том, что первые результаты действия Закона не соответствуют ранее декларированным целям. В то же время в результате расширения полномочий антимонопольного органа возросли административные издержки участников рынка, связанные с дополнительными проверками, возбуждением дел и наложением штрафов.

Добавлено: 11 сентября 2012
Статья
Кнутов А. В., Чаплинский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 1. С. 73-97.

Лицензирование является одним из основных административно-правовых режимов, используемых для государственного регулирования экономики. Данный институт может служить довольно точным «барометром» административного давления, оказываемого на бизнес. Статья посвящена анализу системы лицензирования отдельных видов экономической деятельности в контексте всей системы административно-правовых режимов регулирования экономики. Особое внимание авторы уделили истории трансформации системы лицензирования в течение последних 20 лет в целом и в период проведения административной реформы в частности. В статье оценивается эффективность мер, предпринятых в рамках данной реформы. Авторы пришли к выводу, что, несмотря на некоторое сокращение государственного регулирования, во многих случаях замена лицензирования иными административно-правовыми режимами сохранила или даже увеличила объем административного давления. В 2012 г. Минэкономразвития России была создана информационная система сбора данных о лицензировании отдельных видов экономической деятельности. В статье содержится анализ статистических данных, полученных с использованием указанной системы и позволяющих оценить масштаб и особенности функционирования института лицензирования. Статья также содержит предложения по решению ряда актуальных проблем лицензирования: жесткой привязки лицензиата к месту осуществления лицензируемого вида деятельности; укрупнения видов лицензируемой деятельности; неопределенности форм и методов проверки соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований; отсутствия взаимодействия между лицензирующими и налоговыми органами.

Добавлено: 29 августа 2014
Статья
Крашенинникова Ю. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4. С. 28-42.

В статье предпринимается попытка оценить роль статистических показателей, характеризующих состояние здоровья населения в государственном управлении сферой здравоохранения в современной России. Анализируются текущие проблемы в сборе статистических данных, позволяющие говорить о том, что медицинская статистика не отражает реального положения дел в здравоохранении и состояние здоровья нации. С учетом этого предлагается рассматривать медицинскую статистику, с одной стороны, как инструмент в борьбе за распределение ресурсов, с другой – как форму подтверждения правильности принятых решений о выделении ресурсов.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Валиева Дж. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4. С. 50-62.

В статье рассматриваются проблема неравенства субъектов Российской Федерации и современная система межбюджетных отношений. Использование уровня минимальной бюджетной обеспеченности в качестве основного показателя в методике расчета межбюджетных трансфертов не всегда является эффективным, так как реальные отличия регионов следует рассматривать с учетом социально-экономических показателей уровня доходов и жизни населения. Кроме того, проблема высокой дотационности должна решаться нетолько на федеральном уровне. выявление ее причин показало, что нужно проводить активную политику и региональным властям. в статье содержатся предложения для федеральных и региональных властей, направленные на решение описанных проблем, и рекомендации по усовершенствованию системы межбюджетных отношений в России.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Кнутов А. В., Синятуллина Л. Х., Чаплинский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 5-22.

Статья посвящена вопросам организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных (муници пальных) услуг. В ней представлен анализ положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», посвященных данному вопросу; раскрыты проблемы, возникающие при реализации указанных положений; приведены результаты исследования, посвященного выяснению масштабов необходимого межведомственного взаимодействия. На основе проведенного анализа авторами сформулированы предложения по изменению стратегии организации межведомственного информационного взаимодействия.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Королев В. А., Локтев Н. П., Сластихина И. Ю. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 6-23.

Статья посвящена актуальным вопросам развития программного метода управления кооперационными процессами в СНГ. В статье представлен обзор мирового опыта разработки межгосударственных программ, предложены критерии их классификации,рассмотрены существующие механизмы разработки и реализации межгосударственных программ СНГ (далее – МП СНГ). Цель статьи – раскрытие недостатков и обоснование предложений по совершенствованию порядка разработки и реализации МП СНГ. Основной вывод: действующий порядок тормозит развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ и нуждается в существенной переработке. Статья подготовлена на основе изысканий НИУ ВШЭ в рамках разработки «Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств–участников СНГ на период до 2020 года», принятой Советом глав правительств 18 октября 2011 г.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Табалина С. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 49-61.

В статье описаны международные стандарты финансовой отчетности организаций сектора государственного управления и перспективы их использования в Российской Федерации. Рассматриваются информационные потребности различных субъектов о деятельности организаций сектора государственного управления, состав их финансовой отчетности, основные отличия международных стандартов отчетности для общественного и коммерческого секторов.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Вишневская Н. Т. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 1. С. 89-108.

Важнейший статистический показатель, на основе которого строится целое «семейство» индикаторов, позволяющих оценить как доходы работников, так и затраты на труд со стороны работодателей, – заработная плата. Корректные межстрановые сравнения по данному показателю возможны лишь при схожести стандартов измерения оплаты труда. В данной статье прослеживается эволюция концепции заработной платы от тарифного заработка до дохода от занятости, анализируется роль международных организаций в процессе унификации этого раздела статистики. Среди причин, приведших к пересмотру концепции оплаты труда, следует отметить увеличение числа стимулирующих выплат, а также изменение в занятости в пользу нестандартных рабочих мест. Наметилось изменение роли отдельных источников статистической информации по оплате труда – обследования предприятий все чаще дополняются данными обследований рынка труда и административной статистикой. Анализ статистики заработной платы в странах Евросоюза и США показал, что наибольшего успеха в деле унификации показателей оплаты труда добились страны Евросоюза. Основная особенность концепции заработной платы Евростата, в отличие от концепции Международной организации труда (МОТ), состоит в расширении и значительной детализации компонентов, входящих в заработную плату, выплачиваемую как в денежной, так и натуральной форме. Статистику заработной платы в США отличает использование различных источников информации с упором на обследования рабочей силы, высокая частота проводимых обследований, предоставление детализированной информации. Отдельные обследования дополняют друг друга, а совмещение предоставляемой информации с общей отчетностью предприятий ведет к снижению финансовых затрат. Опыт развитых стран в получении и обработке статистической информации по заработной плате может быть важен для усовершенствования системы заработной платы в Российской Федерации.

Добавлено: 6 июня 2018