• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Булатова М. Е., Уточкин И. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 44-53.

При восприятии больших множеств объектов наблюдатель способен с большой точностью выделять статистические параметры множества, продолжая при этом воспринимать совокупность отдельных объектов, а не абстрактный параметр. В данном исследовании мы изучаем, насколько искажается восприятие характеристик индивидуального объекта, окруженного другими объектами, формирующими ансамбль, при сфокусированном и распределенном внимании. Участникам исследования предъявлялись наборы от 1 до 16 кругов различного размера, после чего им было необходимо определить размер индивидуального целевого круга методом двухальтернативного вынужденного выбора. Местоположение целевого круга подсказывалось либо до предъявления набора кругов, что вызывало фокусировку внимания на единичном объекте, либо после, что позволяло вниманию распределяться между всеми членами ансамбля. Мы обнаружили сильный эффект контекста на восприятие размера индивидуального круга как при распределенном, так и при сфокусированном внимании. Тем не менее в условии распределенного внимания влияние характеристик ансамбля выражено значительно сильнее. Помимо этого мы обнаружили тенденцию к «компрессии» воспринимаемых размеров наибольших объектов ансамблей, также наиболее выраженную при распределенном внимании. Мы объясняем данную тенденцию унификацией признака, которая увеличивает сходство между индивидуальными объектами и способствует холистическому характеру восприятия ансамбля. При сфокусированном внимании унификация признака выражена слабее, что позволяет обрабатывать характеристики индивидуальных объектов.

Добавлено: 3 октября 2013
Статья
Климов А. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 1. С. 131-144.

В исследованиях психологической связи индивида и организации чаще всего используют такие конструкты, как «приверженность» и «идентификация». Воспринимаемая целостность социальной группы в организационном контексте изучается значительно реже. Задача статьи — восполнить этот пробел. Исследование проводилось в 2013 г. на крупном заводе в г. Вологде. Выборку составили работники (N = 124) из 21 рабочей группы, в возрасте от 19 до 62 лет, среди которых проработавших на этом предприятии в среднем 9 лет.

Батарея методик включала инструменты для воспринимаемой целостности рабочей группы и идентификации с рабочей группой и организацией; гражданственного поведения в организации. Предполагалось, что работник стремится действовать на благо той группы (рабочей группы или организации в целом), с которой он чувствует психологическую связь, а следствием этого будет возникновение гражданственного поведения, которое выгодно как для работника, так и для организации.

Оказалось, что целостность рабочей группы оценивается респондентами значительно выше целостности организации. Целостность рабочей группы предсказывает идентификацию с организацией в целом (R2 = 0.07, p<0.01) и с рабочей группой (R2 = 0.18, p<0.01), но не гражданственное поведение в организации. Значимые связи гражданственного поведения и организационной идентификации оказались недостаточно сильными. Единственным надежным предиктором оказалась эмоциональная идентификация с организацией, которая предсказывает до 3% дисперсии итогового показателя гражданственного поведения в организации. Связей гражданственного поведения и идентификации с рабочей группой на статистически значимом уровне не обнаружено. Компоненты идентификации с рабочей группой предсказывают только некоторые частные формы гражданственного поведения, например, «самостереотипизация» в рабочей группе негативно связана с «совершенствованием выполнения». 

 

Добавлено: 17 октября 2014
Статья
Болотова А. К., Бекренёв В. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3. С. 61-78.
Добавлено: 23 марта 2009
Статья
Болотова А. К. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 22-36.

Статья анализирует временные аспекты и особенности учета временного фактора в межличностных отношениях.

Добавлено: 23 декабря 2012
Статья
Старовойтенко Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 7. № 4. С. 60-66.
Добавлено: 26 января 2010
Статья
Лебедева Н. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 19-24.

Это вступление к подборке статей на тему "Менталитет и экономические успехи нации". Автор пишет что в данной подборке статей поднимается чрезвычайно важная и недостаточно изученная проблема связи экономики, культуры и психологии, которая может быть выражена в ряде конкретных, практикоориентированных вопросов. Разные исследователи, пользуясь разными теориями и методами, приходят к одному и тому же выводу: для успешного социальноэкономического развития наций необходимо то, что нужно и для полноценного развития и самореализации отдельного индивида — ценности интеллектуальной свободы, мастерства и открытости изменениям.

Добавлено: 14 ноября 2012
Статья
Уточкин И. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 41-43.
Специальная тема выпуска: Когнитивная психология. Вступительное слово к выпуску.
Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Леонтьев Д. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 3. С. 67-67.

Вступительная статья к номеру, посвященному Абрахаму Маслоу.

Добавлено: 25 июня 2013
Статья
Поддьяков А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 5-7.

Дается краткий обзор статей, представленных в специальной теме выпуска "Психология и математика"

Добавлено: 5 мая 2015
Статья
Поддьяков А. Н., Вальсинер Я. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 102-111.

Комментируется статья В.М. Аллахвердова "Блеск и нищета эмпирической психологии". Разрабатывается понятие общего методологического цикла, где теоретическая и эмпирическая, дедуктивная и индуктивная стороны познания объединены в одно целое. Анализируются различия эмпирической и псевдоэмпирической науки. Обсуждаются проблемы полноты и непротиворечивости эмпирических описаний и теоретических интерпретаций, использования качественных и количественных методов в психологических исследованиях и проекция этих проблем в обучении психологии.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Языков С. А., Фаликман М. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 410-420.

Целью работы было изучение возможностей и ограничений нисходящих влияний на обработку зрительных стимулов на материале задачи зрительного поиска букв и слов в случайных рядах букв. В наших недавних экспериментах было показано, что присутствие слов в буквенных массивах, в которых наблюдатель решает задачу поиска букв, не влияет на продуктивность решения этой задачи вне зависимости от того, замечает ли испытуемый слова. Мы установили, что спонтанное выделение слов и их произвольное отыскание в соответствии с инструкцией задействуют разные стратегии поиска, меняющие характер движений глаз. Спонтанное обнаружение слов при поиске букв не имеет значимых глазодвигательных коррелятов, в то время как контролируемый поиск слов увеличивает число фиксаций как в пределах слов, так и между ними. В дополнительном исследовании мы показали, что знание категориальной принадлежности слов не помогает испытуемым в выполнении задания на поиск слов; по всей видимости, в этом случае сначала происходит установление границ и выделение слов в стимульном материале и только затем процесс их категоризации. Таким образом, к обнаружению слов в буквенных массивах могут приводить, по крайней мере, два различных процесса: спонтанного обнаружения слова, опосредованный кодированием отдельных букв, и контролируемого выделения слова, опосредованный обработкой информации о слове как о целостной перцептивной единице.

Добавлено: 16 октября 2016
Статья
Серкин В. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 93-111.

В статье изложена авторская теория сознания, которая позволяет описывать ранее не объясненную психологическую феноменологию. Идеальное (психическое) и материальное (физическое) рассматриваются как атрибуты субстанции-процесса активности. Человек является субъектом не одной деятельности, а целостной системы деятельностей. Соответственно, индивидуальное сознание является атрибутом индивидуальной системы деятельностей и личной истории деятельностей человека. Своеобразие системы и истории деятельностей каждого человека порождает многообразие типов сознания (идеальный атрибут системы деятельностей) и телесности (материальный атрибут). Групповые различия систем деятельностей порождают, соответственно, культурные, этнические, региональные, профессиональные и другие групповые различия атрибутов активности (сознания и телесности).

          Своей деятельностью человек изменяет реальность, т.е. реальность частично зависима от нашей активности. Таким образом, «объективной реальности, независимой от нашего сознания» и наших действий, не существует, что, учитывая системность и взаимосвязи внутри Вселенной, по-новому определяет проблему ответственности субъекта процесса сознания. Разные состояния сознания человека собираются в единое целостное самосознание с помощью его продолжающейся и развивающейся системы деятельностей. Новые состояния сознания (и новые знания) порождаются не из самого сознания, а из развития деятельности человека.

          Совместная деятельность порождает совместное сознание (идеальный атрибут совместной активности) и совместную телесность  (инструментальность, материальный атрибут). Включение различных субъектов в общественную деятельность обуславливает трансперсональность (в пределе – ноосферность) сознания. Необъясненную пока наукой зафиксированную парапсихологическую феноменологию можно изучать по схемам структур индивидуальной и совместной деятельности как ее процессы и продукты, как следствие процессов ее трансперсональности и непрерывности (скандх).

Добавлено: 21 июля 2015
Статья
Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Сычев О. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 33-55.

Под диспозиционным оптимизмом понимается когнитивная диспозиция, включающая генерализованные ожидания относительно будущего или тенденцию индивида верить в то, что в будущем его ждет больше хороших событий, чем плохих. Исследования показывают, что показатели диспозиционного оптимизма связаны с меньшей депрессией, лучшими показателями физического здоровья, психологическим благополучием, лучшими межличностными отношениями; основным постулируемым механизмом этих связей является влияние оптимизма на мотивацию, что проявляется в готовности оптимистов прилагать усилия, направленные на решение жизненных задач.

В статье представлены результаты апробации теста диспозиционного оптимизма (ТДО-П) — русскоязычного аналога теста LOT-R М. Шейера, Ч. Карвера и М. Бриджеса, доработанной версии методики LOT. Апробация этой обновленной версии проводилась в двух исследованиях — на выборке студентов и аспирантов разных вузов (n = 406) и репрезентативной выборке россиян разных возрастов и профессий (n = 1509). Оба исследования свидетельствуют о высокой надежности опросника по внутренней согласованности (α Кронбаха составил 0.78). С помощью конфирматорного факторного анализа показана двухфакторная структура методики с ортогональными факторами оптимизма и стиля ответов.

Валидность методики подтверждается существенными корреляциями с показателями психологического благополучия и умеренными, но статистически значимыми корреляциями с показателями оптимистического мышления. В пользу конструктной валидности ТДО-П также свидетельствуют корреляции с показателями саморегуляции, надеждой и жизнестойкостью. В статье представлены подробные данные о связи оптимизма с социально-демографическими характеристиками: полом, возрастом, уровнем образования. На основе полученных данных приведены ориентировочные статистические нормы. Методика может быть использована исследователями и практиками, с целью получения данных о выраженности диспозиционного оптимизма как личностной черты, описывающей генерализованные ожидания относительно будущего.

Добавлено: 6 сентября 2020
Статья
Золотарева А. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 1. С. 22-37.

В статье представлены результаты адаптации и апробации англоязычной краткой версии методики Дифференциальный тест перфекционизма. Психометрическая проверка адаптированной версии методики, получившей название Brief Differential Perfectionism Inventory (BDPI), проходила при участии 394 малазийских студентов, обучающихся на иностранном отделении лечебного факультета 1-го МГМУ им. И.М. Сеченова (среди них 175 мужчин и 219 женщин, средний возраст выборки —22.01 ± 2.05 года). Результаты исследования показали, что методика BDPI содержит две шкалы, полностью соответствующие структуре оригинальной версии теста: 1) шкала «Нормальный перфекционизм» («Normal perfectionism») диагностирует установление высоких, но достижимых личных стандартов; 2) шкала «Патологический перфекционизм» («Pathological perfectionism») оценивает установление недостижимых или неразумных личных стандартов. Шкалы методики BDPI продемонстрировали удовлетворительные показатели внутренней согласованности (0.76 для «Normal perfectionism» и 0.71 для «Pathological perfectionism») и ретестовой надежности (0.76 и 0.74 соответственно), а также обнаружили прогнозируемые связи со шкалами перфекционизма и психологического благополучия. Анализ корреляционных связей перфекционизма с так называемыми высшими проявлениями личности показал, что нормальный перфекционизм связан с переживанием потока, духовным смыслом, вдохновением, благодарностью, инициативой личностного роста и некоторыми другими показателями, а патологический перфекционизм — с мудростью, поиском смысла и экзистенциальной исполненностью. На основании полученных данных сделан вывод о том, что методика BDPI является валидным и надежным средством для экспресс-диагностики перфекционизма у англоязычных респондентов.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Шумский В. Б., Уколова Е. М., Осин Е. Н. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 4. С. 763-788.

В статье представлены процесс и результаты разработки нового русскоязычного инструмента для измерения экзистенциальной исполненности, операционализирующего концепцию четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций А. Лэнгле. На основе феноменологических описаний конструктов и экспертной процедуры был разработан оригинальный русскоязычный набор из 94 утверждений, для валидизации которого были использованы две онлайн-выборки (N = 818 и N = 215). С помощью иерархического кластерного анализа и конфирматорного факторного анализа с кросс-валидизацией на независимой выборке был получен набор из 36 утверждений, сгруппированных в четыре шкалы, соответствующие четырем фундаментальным экзистенциальным мотивациям, и 12 субшкал, соответствующих предпосылкам фундаментальных мотиваций. Шкалы опросника обладают приемлемой надежностью (α от 0.79 до 0.88; α = 0.93 для общего показателя). Конвергентная и дискриминантная валидность шкал опросника проверялась с помощью корреляционного и регрессионного анализа их связей с показателями эмоционального, социального и психологического благополучия, субъективного счастья, удовлетворенности жизнью, удовлетворенности базовых психологических потребностей, самооценки, интернальности, а также субъективного отчуждения и психопатологии. Результаты свидетельствуют о конвергентной валидности показателей экзистенциальной исполненности по отношению к индикаторам благополучия, опирающимся на другие теоретические подходы, а также о дискриминантной валидности шкал, соответствующих отдельным фундаментальным экзистенциальным мотивациям. Разработанная методика открывает новые возможности для эмпирических исследований в области экзистенциальной психологии и, в более широком контексте, в области психологии самореализации личности, психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Методика также может быть использована для решения практических задач психодиагностики, консультирования и психотерапии.

Добавлено: 1 декабря 2016
Статья
Касавин И. Т. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 1. С. 3-18.

Задача данной статьи в том, чтобы проанализировать на конкретном примере повести Ф.М. Достоевского «Двойник» связь тех популярных сегодня понятий, которые обозначаются терминами «дискурс» и «хаос». Понимание дискурса обременено многочисленными постмодернистскими интерпретациями, мало способствующими реальному использованию данного понятия в философии и гуманитарных науках. Понятие хаоса возведено в очередной абсолют трудами современных апологетов синергетики. Причудливая концептуальная констелляция этих терминов выступает продуктом современной теоретической ментальности, в которой, с одной стороны, проявляются вечные свойства человеческого мышления, а с другой — наличная культурная мода. Напоминание о том, что здесь идет речь о неизбывной и болезненной конфронтации языка и мира, бывает полезно всякий раз, когда мир оказывается непонятным, а язык — непослушным.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Нартова-Бочавер С. К., Ирхин Б. Д., Резниченко С. И. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. С. 500-519.

Диспозициональная аутентичность – это «узкая» черта, отвечающая за способность человека быть самим собой и противостоять внешнему влиянию; она включает три аспекта: Аутентичную жизнь, отсутствие Принятия внешнего влияния и Самоотчуждения. В двух эмпирических исследованиях уточняется место аутентичности во внутриличностном пространстве. Задачами этих исследований были 1) уточнение онтологического статуса аутентичности через соотнесение с другими чертами личности, 2) определение паттерна наиболее благоприятных или неблагоприятных для ее проявления черт и 3) уточнение содержания ее возможных предикторов. Основным методом была Шкала аутентичности.  В исследовании 1 (n = 271) с использованием Опросника темперамента и характера показано, что аутентичность – самостоятельная черта личности, несводимая к особенностям темперамента, характера и базовым чертам. В исследовании 2 (n = 174) с использованием Маркеров факторов Большой Пятерки показано, что аутентичность является адаптивной чертой, отрицательно связанной с Нейротизмом и положительно – с остальными факторами Большой Пятерки. В то же время вероятность присутствия аутентичности как черты личности предсказывается такими индивидуальными особенностями, как самостоятельность, ответственность, самопринятие, привязчивость, астения и гармоничная вторая натура.

Добавлено: 22 сентября 2020
Статья
Khavenson T., Orel E. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2014. Vol. 11. No. 3. P. 37-54.

В статье описаны результаты изучения связи между отношением к статистике и академической мотивацией и настойчивостью у студентов-социологов. Часто в обыденном представлении социальные науки отождествляются с гуманитарными, а значит, не требующими математической подготовки. Подобные установки у студентов, изучающих социальные науки, могут вести к снижению эффективности обучения и академическим проблемам, вплоть до отчисления. Для измерения отношения к статистике применялась методика SATS-34, охватывающая широкий спектр установок как к предмету, так и к статистике в целом. Результаты показали, что по сочетанию различных аспектов отношения можно разделить студентов на три типа: заинтересованные в изучении статистики, формально заинтересованные и не заинтересованные в этом предмете. Выделенные группы студентов различаются по уровню настойчивости и преобладающей академической мотивации. Кроме того, существенные различия между группами были обнаружены в ожидаемых и реальных оценках по курсу. В статье делается вывод, что установки к статистике значимым образом связаны как с психологическими особенностями студентов, так и с результативностью освоения курса статистики. При этом различия между группами оказались значимыми, даже несмотря на жесткий и регулярный контроль и высокую значимость курса в учебном плане, т.е. жесткость контроля не нивелирует вклада психологических факторов в эффективность обучения, и можно предположить, что различия между группами были бы еще более яркими в более свободных для студентов условиях.

Добавлено: 16 декабря 2014
Статья
Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 55-81.

В статье описаны результаты разработки методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО-3). Методика создана на основе авторской модели отношения к одиночеству, согласно которой принятие одиночества как экзистенциального факта открывает человеку возможность ценить ситуации уединения и использовать их как ресурс для аутокоммуникации и личностного роста. Неприятие или страх одиночества, напротив, приводит к избеганию уединения, постоянному поиску социальных контактов, что становится избеганием встречи человека с самим собой и препятствием для личностного роста. ДОПО-3 состоит из 40 (краткая версия – из 24) утверждений, сгруппированных в 3 шкалы, измеряющих переживание одиночества и два аспекта отношения к нему: позитивное одиночество и зависимость от общения. При разработке методики использовано несколько выборок общим еобъемом более 2500 респондентов. Шкалы методики надежны (α в диапазоне 0,81-0,90), структурная валидность подтверждена результатами конфирматорного факторного анализа. Конвергентная и дискриминантная валидность установлена путем анализа связей шкал с показателями субъективного благополучия, осмысленности жизни, экстраверсии, мотивации аффилиации, субъективного отчуждения. На основе кластерного анализа шкал ДОПО выделены и описаны 4 качественно специфических типа отношения личности к проблеме одиночества.

Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Nartova-Bochaver S. K., Milana Radionovna Khachaturova, Braginets E. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 15. No. 3. P. 542-561.
Добавлено: 6 октября 2018