• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 90 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Тульчинский Г. Л. Человек. 2008. № 1. С. 43-57.
Добавлено: 1 ноября 2008
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2005. № 3. С. 5-16.
Добавлено: 21 января 2014
Статья
Савельева О. О. Человек. 2008. № 6. С. 88-104.
Добавлено: 10 марта 2010
Статья
Рогозин Д. М. Человек. 2007. № 1. С. 38-48.
Добавлено: 27 октября 2010
Статья
Алюшин А. Л. Человек. 2010. № 2. С. 20-32.

Приводятся экспериментальные данные о различии скоростей зрительного восприятия у человека и некоторых животных. Рассматриваются примеры изменения субъективного восприятия хода времени и двигательных реакций при приеме психоактивных веществ, стрессе и целенаправленных тренировках. Дается объяснение таких изменений с использованием концепции когнитивных кадров Ф. Варелы.

 

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Люкс Л. Человек. 2018. № 3. С. 68-81.

В октябре 1917 года в России возник первый в новейшей истории тоталитарный режим - утопия пришла к власти, как определили этот процесс русские историки Михаил Геллер и Александр Некрич. Была открыта новая глава - эпоха небывалых социальных экспериментов. То, что большевистская революция ознаменовала начало совершенно новой эпохи, было ясно многим русским мыслителям, в непосредственной близости наблюдавшим начавшуюся в 1918 году русскую катастрофу. Особенно тонко это чувствовалаполитичный философ С.Л. Франк

Добавлено: 3 ноября 2018
Статья
Бессчетнова Е. В. Человек. 2018. № 3. С. 108-117.

В конце XIX века и начале XX века было опубликовано несколько работ, которые уже в наше время были объединены в одну антологию под общим названием «Смысл жизни»[1]. В 1982 году Василий Розанов опубликовал работу «Цель человеческой жизни». В 1895 году Виктор И. Несмелов, которого высоко ценил Н.А. Бердяев, написал работу «Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного откровения», в 1896 году А.И. Введенский опубликовал работу «Условия допустимости веры в смысл жизни», в 1901 году профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Тареев издал «Цель и смысл жизни», в 1910 году опубликована брошюра Иванова-Разумника «О смысле жизни», в 1921 году о. Георгий Флоровский издал статью «Смысл истории и смысл жизни», и наконец, две работы под общим названием «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого и С.Л. Франка. Все работы находятся в рамках христианской парадигмы, поиск ответа на вопрос о смысле жизни в них даётся в контексте взаимоотношений человека с Абсолютом.

 

Добавлено: 13 октября 2018
Статья
Гаспарян Д. Э. Человек. 2020. Т. 31. № 2. С. 55-75.

В статье предлагается рассмотрение философии сознания Мераба Мамардашвили с точки зрения ее экзистенциалистского содержания. Показывается, что Мамардашвили разработал особой тип экзистенциализма, в котором главная роль отводилась мышлению и особому состоянию сознательной активности человека. Намечены также сходства и различия его версии экзистенциализма с другими известными экзистенциалистскими теориями. В отличие от французского экзистенциализма, ставящего под сомнение роль разума, Мамардашвили напрямую связывает мышление и экзистенцию. Однако, данное противопоставление нужно понимать с оговорками, так как под мышлением Мамардашвили понимает не понятийно-дискурсивные процессы, но поиски смысла, природа которых по Мамардашвили сугубо экзистенциальна. Рассматривается, в каком смысле экзистенциализм Мамардашвили можно назвать учением о «сознательной жизни» и особой «экзистенциальной сотериологией». Анализируется идея Мамардашвили о попеременном пребывании человека в двух измерениях — живой когитальности и ее «мертвого дубля», в прояснении которых существенная роль принадлежит «ангажированости» сознания, а именно его заинтересованности «своим истинным положением». Отмечается особая «русскость» в экзистенциализме Мамардашвили, в котором он развивает продуктивную роль нравственного страдания, а также предлагает рассматривать его как подлинное начало «философского удивления», толкуя всякий начальный метафизический запрос как неизбежно этический, а не гносеологический.  Показано, что несмотря на сходство мамардашвилевского экзистенциализма с экзистенциализмом Сартра, Камю и Хайдеггера, в большей степени его рассуждения близки экзистенциализму Паскаля, поскольку нетривиально объединяют в себе пост-метафизический экзистенциализм и метафизический платонизм.

Добавлено: 26 мая 2020
Статья
Иванченко Г. В., Багдасарьян Н. Г. Человек. 1999. № 1. С. 121-123.
Добавлено: 22 января 2014
Статья
Алюшин А. Л. Человек. 2008. № 3. С. 59-64.
Добавлено: 8 марта 2009
Статья
Силаева В. Л. Человек. 2008. № 6. С. 132-137.
Добавлено: 26 сентября 2013
Статья
Вишленкова Е. А. Человек. 2008. № 3. С. 93-111.
Добавлено: 4 февраля 2010
Статья
Зинченко В. П. Человек. 2010. № 2. С. 34-37.


Основная идея статьи - в том, что действие, образ и слово являются средствами одушевления тела и овнешнения души. Каждое из них представляет собой гетерогенное образование - своего рода метаформу, в которой присутствуют внешние и внутренние формы. Например, действие, рассматриваемое в качестве внешней формы, включает в свой состав образ и слово. Аналогичным строением обладают слово и образ. Благодаря такому строению действие, образ и слово столь же те- лесны, сколь и духовны. Игра их внешних и внутренних форм переносится на взаимоотношения духа, души и тела. Утверждается, что подобный тип рассуждения может быть полезен для психотерапевтических практик.

 

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2006. № 2. С. 70-81.
Добавлено: 25 января 2014
Статья
Савельева О. О. Человек. 2017. № 1. С. 60-73.

В статье представлена ретроспектива появления и развития стиля "минимализм"как ответа на усложнение социальной жизни и вещной среды в начале 1960-х годов  на  Западе и в СССР. Минимализм оказался востребованным стилем в Советском Союзе в условиях недостаточного потребительского обеспечения. Он оставил свой след в архитектуре. живописи, дизайне. Этот стиль сформировал потребительские стандарты 60-х.

Добавлено: 12 июня 2017
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2004. № 5.

Рецензия на монографию, в которой предлагается структурно-динамическая теория интеллекта, которая возникла в результате попыток автора дать объяснение новым для психологии фактам, связанным с наследуемостью интеллекта и скоростью его роста у ребенка.

Добавлено: 24 января 2014
Статья
Карпенко Е. К. Человек. 2016. № 5. С. 165-171.

Публиация явлеятс обзором международной конференции "Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском поле: люди, тексты, практики", которая была организованной НУГ Междисциплинарых исследований автобиографии ФГН  НИУ ВШЭ (1 -2 июня 2016). В обзоре представлены тезисы ключевых докладов, описаны основные исследовательские подходы к эгодокументам в социальных науках.

Добавлено: 24 ноября 2016
Статья
Гринин Л. Е. Человек. 2011. № 5. С. 171-178.

Настоящая статья посвящена анализу того, какую роль играет феномен славы-известности в обществе, как он связан с важнейшими институтами, как менялось отношение к славе на различных этапах исторического процесса, как эти изменения связаны с развитием информационных технологий, почему роль известности резко выросла в последние десятилетия и как это отражается на социальной и духовной жизни современного общества.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Винкельман А. М. Человек. 2020. Т. 31. № 1. С. 23-44.

Рассматривается проблема субъекта — одна из главных, но еще не разрешенных проблем философии. Предпринимается попытка совместить представление о невыразимом, трансцендентальном Я с эмпирическим субъектом (телесность, психическая жизнь, характер и т.д.). Философии до сих пор так и не удавалось убедительно разрешить этот вопрос: чтобы сохранить трансцендентальное Я, всегда приходилось жертвовать его нерасторжимой связью с Я эмпирическим, а если пожертвовать Я, философский субъект оказывается совокупностью психофизических механизмов и теряет собственно философскую составляющую. Обе стратегии — стратегии крайностей. Попытка преодолеть их путем пересмотра методологических принципов самой философии была предпринята в XX веке в рамках нарративных онтологий, полагавших язык и нарратив средством конструирования, познания и самопознания субъекта. К этой традиции примыкает швейцарский писатель Макс Фриш. Именно в его трилогии, как представляется, можно найти ключ к разрешению важнейшей загадки философии. В этой связи автор предлагает философскую интерпретацию трилогии Фриша «Homofaber», «Назову себя Гантенбайн» и «Штиллер». Но и к самой трилогии, как того требует философия, нельзя подойти просто с неким оригинальным прочтением. Поэтому автор интерпретации предлагает взглянуть на проблему философии сквозь призму понятия «Маска», понимаемого как форма существования философского субъекта. Маска скрывает под собой невыразимое Я, однако ее форма позволят без противоречия говорить об эмпирическом субъекте: внутреннее Я формирует внешний рельеф Маски, а внешняя сторона Маски в ее соприкосновении с внешним миром воздействует на Я. Иными словами, Маска сохранят трансцендентальное Я, которым так дорожит философия, но и оставляет место для «живого», «живущего» субъекта со всеми сложностями развития его внутренней, духовной жизни.

Добавлено: 24 мая 2020
Статья
Климова С. М. Человек. 2018. № 4. С. 151-156.

Текст представляет собой предисловие и комментарий к публикуемой далее статье американской исследовательницы С. МакРейнолдс. Работа американского филолога рассматривается как иллюстрация возможности и продуктивности рационального научного анализа текстов Достоевского. Подчеркивается, что С. МакРейнолдс предлагает демифологизированный язык разговора о вере, боге, преступлении и наказании, обнажающий другой способ говорения, целиком опирающийся на классическую методологию: мыслить о тексте, исходя из него самого.

Добавлено: 14 сентября 2018
Статья
Судаков А. К. Человек. 2010. № 5.
Добавлено: 29 июня 2010