• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 87 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2005. № 3. С. 5-16.
Добавлено: 21 января 2014
Статья
Савельева О. О. Человек. 2008. № 6. С. 88-104.
Добавлено: 10 марта 2010
Статья
Рогозин Д. М. Человек. 2007. № 1. С. 38-48.
Добавлено: 27 октября 2010
Статья
Алюшин А. Л. Человек. 2010. № 2. С. 20-32.

Приводятся экспериментальные данные о различии скоростей зрительного восприятия у человека и некоторых животных. Рассматриваются примеры изменения субъективного восприятия хода времени и двигательных реакций при приеме психоактивных веществ, стрессе и целенаправленных тренировках. Дается объяснение таких изменений с использованием концепции когнитивных кадров Ф. Варелы.

 

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Люкс Л. Человек. 2018. № 3. С. 68-81.

В октябре 1917 года в России возник первый в новейшей истории тоталитарный режим - утопия пришла к власти, как определили этот процесс русские историки Михаил Геллер и Александр Некрич. Была открыта новая глава - эпоха небывалых социальных экспериментов. То, что большевистская революция ознаменовала начало совершенно новой эпохи, было ясно многим русским мыслителям, в непосредственной близости наблюдавшим начавшуюся в 1918 году русскую катастрофу. Особенно тонко это чувствовалаполитичный философ С.Л. Франк

Добавлено: 3 ноября 2018
Статья
Бессчетнова Е. В. Человек. 2018. № 3. С. 108-117.

В конце XIX века и начале XX века было опубликовано несколько работ, которые уже в наше время были объединены в одну антологию под общим названием «Смысл жизни»[1]. В 1982 году Василий Розанов опубликовал работу «Цель человеческой жизни». В 1895 году Виктор И. Несмелов, которого высоко ценил Н.А. Бердяев, написал работу «Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного откровения», в 1896 году А.И. Введенский опубликовал работу «Условия допустимости веры в смысл жизни», в 1901 году профессор Московской духовной академии Михаил Михайлович Тареев издал «Цель и смысл жизни», в 1910 году опубликована брошюра Иванова-Разумника «О смысле жизни», в 1921 году о. Георгий Флоровский издал статью «Смысл истории и смысл жизни», и наконец, две работы под общим названием «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого и С.Л. Франка. Все работы находятся в рамках христианской парадигмы, поиск ответа на вопрос о смысле жизни в них даётся в контексте взаимоотношений человека с Абсолютом.

 

Добавлено: 13 октября 2018
Статья
Иванченко Г. В., Багдасарьян Н. Г. Человек. 1999. № 1. С. 121-123.
Добавлено: 22 января 2014
Статья
Алюшин А. Л. Человек. 2008. № 3. С. 59-64.
Добавлено: 8 марта 2009
Статья
Силаева В. Л. Человек. 2008. № 6. С. 132-137.
Добавлено: 26 сентября 2013
Статья
Вишленкова Е. А. Человек. 2008. № 3. С. 93-111.
Добавлено: 4 февраля 2010
Статья
Зинченко В. П. Человек. 2010. № 2. С. 34-37.


Основная идея статьи - в том, что действие, образ и слово являются средствами одушевления тела и овнешнения души. Каждое из них представляет собой гетерогенное образование - своего рода метаформу, в которой присутствуют внешние и внутренние формы. Например, действие, рассматриваемое в качестве внешней формы, включает в свой состав образ и слово. Аналогичным строением обладают слово и образ. Благодаря такому строению действие, образ и слово столь же те- лесны, сколь и духовны. Игра их внешних и внутренних форм переносится на взаимоотношения духа, души и тела. Утверждается, что подобный тип рассуждения может быть полезен для психотерапевтических практик.

 

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2006. № 2. С. 70-81.
Добавлено: 25 января 2014
Статья
Савельева О. О. Человек. 2017. № 1. С. 60-73.

В статье представлена ретроспектива появления и развития стиля "минимализм"как ответа на усложнение социальной жизни и вещной среды в начале 1960-х годов  на  Западе и в СССР. Минимализм оказался востребованным стилем в Советском Союзе в условиях недостаточного потребительского обеспечения. Он оставил свой след в архитектуре. живописи, дизайне. Этот стиль сформировал потребительские стандарты 60-х.

Добавлено: 12 июня 2017
Статья
Иванченко Г. В. Человек. 2004. № 5.

Рецензия на монографию, в которой предлагается структурно-динамическая теория интеллекта, которая возникла в результате попыток автора дать объяснение новым для психологии фактам, связанным с наследуемостью интеллекта и скоростью его роста у ребенка.

Добавлено: 24 января 2014
Статья
Карпенко Е. К. Человек. 2016. № 5. С. 165-171.

Публиация явлеятс обзором международной конференции "Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском поле: люди, тексты, практики", которая была организованной НУГ Междисциплинарых исследований автобиографии ФГН  НИУ ВШЭ (1 -2 июня 2016). В обзоре представлены тезисы ключевых докладов, описаны основные исследовательские подходы к эгодокументам в социальных науках.

Добавлено: 24 ноября 2016
Статья
Гринин Л. Е. Человек. 2011. № 5. С. 171-178.

Настоящая статья посвящена анализу того, какую роль играет феномен славы-известности в обществе, как он связан с важнейшими институтами, как менялось отношение к славе на различных этапах исторического процесса, как эти изменения связаны с развитием информационных технологий, почему роль известности резко выросла в последние десятилетия и как это отражается на социальной и духовной жизни современного общества.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Климова С. М. Человек. 2018. № 4. С. 151-156.

Текст представляет собой предисловие и комментарий к публикуемой далее статье американской исследовательницы С. МакРейнолдс. Работа американского филолога рассматривается как иллюстрация возможности и продуктивности рационального научного анализа текстов Достоевского. Подчеркивается, что С. МакРейнолдс предлагает демифологизированный язык разговора о вере, боге, преступлении и наказании, обнажающий другой способ говорения, целиком опирающийся на классическую методологию: мыслить о тексте, исходя из него самого.

Добавлено: 14 сентября 2018
Статья
Судаков А. К. Человек. 2010. № 5.
Добавлено: 29 июня 2010
Статья
Гаспарян Д. Э. Человек. 2019. Т. 30. № 5. С. 38-55.

В XX веке, богатом на философские прозрения, можно встретить необычный извод гуманизма, связанный с философской категорией «ничто» (или «негативности»). Проект «гуманизации ничто» провозгласил, что основу человеческого в человеке нужно искать в недрах философской категории ничто, восходящей к классическим положениям философии Гегеля [4, c. 18]. Термин «гуманизация» в рамках данного проекта часто понимают технически, подразумевая, что негативность воплощается в человеке. Об идее этого воплощения написано достаточно, но в настоящем эссе мы хотели бы обратить отдельное внимание непосредственно на гуманистический подтекст проекта. Поскольку ничто гуманизируется, она становится носителем самого человеческого в человеке. Речь идет о способности человека быть существом: 1. сознающим (знать мир как сущее, можно только приходя к нему из несущего), 2. действующим (человеческая активность отрицает наличность мира, привнося в него новое), 3. свободным (человек совершает поступок в ситуации фундаментальной неопределенности, в буквальном смысле творит из ничто, поскольку любое его действие возможно). Соединение этих способностей и качеств характеризует человека как существо, отрицающее всякое наличное положение дел. Все, что дается миром природы как данность, может быть радикально трансформировано человеком, в ходе человеческой истории. Мы также хотели бы рассмотреть то, как данный тип гуманизма противопоставил себя натурализму – направлению не менее авторитетно заявившему о себе в начале минувшего столетья. В статье мы обратим внимание на неожиданное родство этих двух направлений, равно как их явственное расхождение.

Добавлено: 16 июля 2019
Статья
Слюсарев В. В., Хусяинов Т. М. Человек. 2019. Т. 30. № 4. С. 113-129.

Развитие человечества и его культуры неотъемлемо связано с созданием, использованием и совершенствованием различных орудий труда. Со временем к ним добавились невещественные артефакты, которые обусловили как облик самого человека, его практики и жизненного мира, так и реалии всей цивилизации. В процессе развертывания Четвертой промышленной революции большое значение приобретает взаимоотношение человека, техники и технологий. Появление новых технологий открыло перед человечеством невиданные вычислительные и производственные возможности. Фундаментальные изменения, обусловленные качественным рывком развития вычислительных технологий, подводят нас к состоянию стирания условных границ между миром человека и миром техники. В своем стремлении освободиться от довлеющей обыденности — монотонного, лишенного какого-либо серьезного творческого потенциала и «несвободного» труда — человек предпринимает попытки как можно больше подобных функций переложить на плечи различных технологических решений. Более того — человек в некотором отношении оказывается заложником техники, которая обуславливает его новообразованную повседневность. Техника уже становится дополнением, ассистентом, «партнером» для человека в решении рутинных проблем, выполняя различные повседневные задачи, становясь собеседником или «другом» или «питомцем». Авторы пытаются показать, что развитие техники — это вынесенная «за скобки» эволюция человека, и проследить тенденции ее развития. На основании анализа существующих тенденций высказывается предположение о возможностях будущего взаимодействия человека и техники, их места и роли в будущем высокотехнологичном мире. В то время как человек все больше становится Демиургом, техника исполняет роль его послушного создания.

Добавлено: 31 июля 2019
Статья
Зинченко В. П. Человек. 2010. № 1. С. 126-127.
Добавлено: 27 июня 2010